Найти тему
Видео дорог России!

видео.Иркутск-Смоленск на автомобиле.Татарстан.Кулуши,Нижн.Сунь,Усали,Машляк и др.Серия 71.

Видео

Ниж.Сунь

История села Нижняя Сунь (Тубэн Сон)

Село в Мамадышском районе, близ автомобильной дороги Казань–Уфа, в 45 км к западу от г. Мамадыш.
Село в Мамадышском районе, близ автомобильной дороги Казань–Уфа, в 45 км к западу от г. Мамадыш.

На 2002 г. - 560 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1680 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Нижняя Сунь функционировали 2 мечети, водяная мельница, кузница, 7 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2007,7 дес.

До 1920 г. село входило в Нижне-Сунскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мамадышском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Мамадышском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 122 души мужского пола, в 1859 г. - 1049, в 1897 г. - 1440, в 1908 г. - 1755, в 1920 г. - 1665, в 1926 г. - 1553, в 1938 г. - 1246, в 1949 г. - 970, в 1958 г. - 1074, в 1970 г. - 765, в 1979 г. - 725, в 1989 г. - 633 чел.

* * *

На берегу реки Сунь - левого притока реки Берсут, расположены красивые деревни Верхняя, Малая, Средняя и Нижняя Сунь. В нижнем течении реки Сунь обосновалась деревня Нижняя Сунь. Около 500 лет тому назад человек по имени Габдрахман со своей семьёй пересилился на территорию притока реки Сунь. После этого сюда начали приходить люди и тут же обосновывались.

В архиве древних актов Российского государственного фонда Ф. 350, дела №2 на странице 1102 говорится о том, что в 1687 году в деревне Нижняя Сунь в 33 хозяйствах было 35 глав семей, 2 ребенка, 11 внуков и 17 человек платили дань. Центральная улица была восточной границей деревни. В 1700-х годах погибло много людей от холеры, умерших хранили в восточной части деревни. После этого в деревне появилось 2 кладбище. Площадь нового кладбища была маленькой и оно было закрыто спустя 100 лет.

Это известие сохранилось в акте первой ревизии, пришедшей в 1716 году. Там также указывается то, что в деревне было 8 хозяйств, 5 из них плотили дань. В 1725 году русский миссионер Артём Маленков, исследуя вершины левого побережья Берсут, обнаружил существование медной руды. Крепкие мужчины деревни учавствовали в её добыче. В 1726 году, как видно по результатам ревизии, в деревне жили 122 мужчины и 128 женщин. В деревне были семьи с фамилиями: Тайбирзин, Шитираков, Морзапов, Бигашев, Рысов, Миннебаев, Шибулатов, Рахимкулов, Саитов, Юсупов и др.

Население учавствовало в Пугачёвском восстании, 6 человек из села со своим оружием присоединились к отряду. В 1796 году проводится внесение территории деревни в генеральный план и на карту Мамадышского уезда и Казанской губернии. В это время в деревне была деревянная мечеть, в 56 хозяйствах жили 175 мужчин и 179 женщин. Населённый пункт должен был стать центром волости среди деревень, расположенных на равнине реки Берсут. Но центром волости становится Оч Ойле. К 1866 году в деревне числилось 156 хозяйств, 226 мужчин и в эти годы была построена вторая мечеть. В 1893 году в волости Нижняя Сунь старшиной был знаменитый торговец Давлетша Ибрагимов.

В 1920 году в уезде случился большой пожар, вследствии чего сгорела новая мечеть. В скором времени вместо неё была построена ещё одна мечет, которая в 1925 году перестраивается в школу. В настоящее время она является мастерской. Лишь в 1996 году в деревне открылась новая мечеть.

Сегодня Нижняя Сунь считается самой зажиточной деревней в ряду других. Дороги заосфальтированы, дома благоустроены, есть мечеть, школа. Дом культуры, магазины, здания администрации, фермы. Деревня знаменита своим трудолюбивым народом, умелыми торговцами.

источник: mamadysh.tatarstan.ru

Кулушево

-3

История деревни Кулушево

Деревня Кулушево при одноименной речке известна с 1717 г.1 Принадлежала к Тураевской тюбе Байлярской волости. В 1798-1847 гг. в составе 4-й юрты 11-го (с 1848 г. - 12-го) башкантона. В 1762 г. учтены 6 душ тептярей муж. пола. В 1795 г. 5-я ревизия показала 78 башкир, тептярей нет; в 1816 г. - 80 башкир (11 дворов, 4 двоеженца, 1 троеженец); в 1834 г. 123 башкира (4 двоеженца), 21 двор; в 1848 г. 2 деревни Кулушево: от Мензелинска в 22 и 25 верстах. По 21 двору. В первой 134 башкира, во второй - 123. В 1859 г. 228 вотчинников. В 1870 г. 259 человек. В 1905 г. 529 человек (88 дворов), в 1913 г. - 584 башкира. Кулушевцы-вотчинники, свободно распоряжавшиеся своей жалованной землей. Они с башкирами д. Тураево, Ново-Тураево, Калмии Байлярской волости отдали прапорщику Калмакову «старинную свою жалованную праздно лежащую землю, в д. называемой Кулушевой» в арендное владение на 40 лет по р. Ику. Ее ориентиры-границы: лес Тойчи-Буляк, озеро Улузей, оз. Кадырмет-Тамак, р. Ик, исток Усаклы; «сенное покосы за Иком рекою, Кыиз-Куль (Девичье озеро), Ишметева городьба из оброку по 1 руб в год».

О месторасположении селения приводим данные по местным наблюдениям за 1896 г. «Д. Кулушева - расположена на склоне, при ключе Кулушевском. Надел получен на 125 ревизских душ. Селение на С надела. Община делит землю на 225 наличных душ. Поля по равнине с пологими склонами в разныя стороны, до 3-х вер. от селения. Почва - чернозем и отчасти суглинистый чернозем. Система полеводства - трехполье. Под огородами до 2-х дес. на все село, садят картофель для своих нужд. Выгон по болоту, до 1,5 версты от селения. Кустарник на СВ от селения. Промыслы: отхожие на Камския пристани, в Пермь, Мензелинск и проч.; заработок по 30 коп. в день».

О хозяйстве. В 1840 г. на 120 башкир сеяли 29 четвертей озимого, 42 четверти ярового хлеба, 1 четверть посева занимал картофель. В 1848 г. показаны две деревни, отстоящие от Мензелинска в 22 и 25 верстах. В обеих по 21 двору: в первой 200 лошадей, 180 коров, 100 овец, 80 коз; во второй указаны лишь земельные угодья: пашня 60 дес, сенокосных мест 80 дес, лес 50 дес По 120 ульев. В 1870 г. были хлебозапасный магазин, ветряная мельница, бакалейная лавка.

О состоянии хозяйства свидететельствуют материалы Подворной переписи 1912 г. Кулушево - однонациональное, 105-дворное поселение вотчинников. 574 башкира-землевладельца владели 1 095 дес. надельной земли - 10,4 на двор. Обрабатывали 499 дес. (4,8 на хозяйство). Хозяйства сеяли до 2 дес. 23,2-4 дес. - 27,4-6 дес. -21,6-10 дес. - 20, св. 10 дес. - 7. Столько же было беспосевных хозяйств. 1 763 головы скота (16,8 на двор) принадлежало сельчанам. Без лошадей - 23, без коров - 32 хозяйства. В 2 дворах - 50 ульев.

В 1848 г. мечеть еще не зафиксирована, но зато в 1870 г. указаны и мечеть и «училище». Последнее называлось министерским мужским одноклассным русско-башкирским, основанное в 60-х гг. XIX в. С 1903 г. помещалось в здании, принадлежащем земству и казне. В 1909 г. обучалось 44 ученика.

Предположительная версия относительно названия деревни. Думается, что ее основал башкир Байлярской волости из д. Учук Кулуш Кадырметев (на отданной кулушевцами в 1756 г. в аренду земле наряду с другими ориентирами границ имеется исток и озеро Кадырмет-Тамак), который с тов. в 1728 г. обратился с прошением к властям о том, что «в своих крепостных землях жили и ясак с той земли платили, и на той их земле спорные казанские татары жили ж, которые в небытности их, башкирцев, написали их в подушный оклад, якобы и они, Кулуш с товарыщи, казанские татары, а они платят в г. Уфу ясак бездоимочно. И чтоб повелено было попрежнему замлями их и водами им владеть и ясак платить на Уфе по старым (ясачным) книгам, а не в два города».

Баскан

-4

История деревни Баскан

Деревня в Мамадышском районе, в 1 км от р. Берсут, 52 км к западу от г. Мамадыш.

На 2000 г. — 278 жителей (татары).

Молочное скотоводство, пчеловодство.

Начальная школа, клуб.

Известна с 1724 г. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в деревне была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали мектеб, крупообдирка, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 975,8 дес.

До 1920 г. деревня входила в Нижне-Суньскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мамадышском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Мамадышском районах.

Число жителей: в 1782 г. — 62 души мужского пола, в 1859 г. — 517, в 1897 г. — 633, в 1920 г. — 733, в 1926 г. — 664, в 1938 г. — 648, в 1949 г. — 454, в 1958 г. — 430, в 1970 г. — 459, в 1979 г. — 389, в 1989 г. — 300 чел.

Катмыш

-5

История села Катмыш

Село в Мамадышском районе, в 0,5 км от автомобильной дороги М7 Казань - Уфа, в 55 км к западу от г. Мамадыш.
Село в Мамадышском районе, в 0,5 км от автомобильной дороги М7 Казань - Уфа, в 55 км к западу от г. Мамадыш.

На 2002 г. - 500 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Известно с 1680 г. Считается, что название деревни произошло от жесткости здешней родниковой воды. По легенде, именно здесь родился Акай батыр — предводитель восстания 1735—1740 годов. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали 2 мечети, кузница, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1340,3 дес.

До 1920 г. село входило в Нижне-Сунскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мамадышском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Мамадышском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 103 души мужского пола, в 1859 г. - 700, в 1897 г. - 872, в 1908 г. - 1127, в 1920 г. - 1077, в 1926 г. - 1056, в 1938 г. - 1037, в 1949 г. - 782, в 1958 г. - 758, в 1976 - 778, в 1979 г. - 652, в 1989 г. - 496 чел.

Село Катмыш - административный центр сельсовета. В Катмышское сельское поселение входят 3 населенных пункта: село Катмыш, деревня Баскан, село Еникей Чишма. На территории Катмышского поселения расположены: Катмышская средняя школа, детский сад, сельский Дом культуры, сельская библиотека, отделение свзяи, 1 магазин РАЙПО, 2 магазина ИП, 1 фельдшерско-акушерский пункт, 1 мечеть, ООО «Чулман-Агро».

На 2012 год в селе насчитывается 474 жителей (татары).

Родились в деревне Катмыш:

  • Шакиров Гайнулла Шарипович - генерал-майор, с 1967 по 1990 гг. — председатель Татарского обкома ДОСААФ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и двадцатью медалями, тремя почетными грамотами Президиума Верховного Совета ТАССР, Почетными Знаками ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, Почетной грамотой Республики Татарстан, медалью республики Татарстан «За доблестный труд» в 2007 году.

Габдрахманов Валимухамет Нурмухаметович - известный врач-стоматолог, заслуженный врач Татарской АССР.

Габдрахманов Назип Нурмухаметович - врач-хирург высшей категории, заслуженный врач РТ.

Махмутов Халиль Закиевич - актер, артист татарского театра им. К. Тинчурина, народный артист Республики Татарстан.

Ибрагимова Фарида Хазинуровна - поэтесса, журналист.

Усали

-7

История села Усали (Усэли, Очиле)

Село в Мамадышском районе, на реке Берсут, в 42 км к западу от города Мамадыш. На 2010 год - 501 житель (татары).

Полеводство, молочное скотоводство, АО "Усалиагрохимсервис", маслозавод.

Средняя школа, дом культуры, библиотека, мечеть. Дом Латифа муллы (архитектурный памятник конца 19 века).

Основано во 2-й половине 17 века. В дореволюционных источниках упоминается под названием Усаля. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале 20 века здесь располагалось волостное правление, функционировали мечеть, мектеб, водяная мельница, кузница, 13 мелочных лавок, базар по вторникам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 897,2 десятины.

До 1920 года село являлось центром Нижне-Сунской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Мамадышском, с 10.02.1935 года в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 81 душа мужского пола, в 1859 году - 520, в 1897 году - 970, в 1908 году - 1158, в 1920 году - 1236, в 1926 году - 1208, в 1938 году - 1019, в 1949 году - 772, в 1958 году - 828, в 1970 году - 815, в 1979 году - 813, в 1989 году - 668, в 2002 году - 553 человека.

* * *

Усалинский сельсовет в 1920-30 годы входил в Казанскую губернию Мамадышского уезда Усалинской волости. С 1930 по 1935 гг. сельсовет входил в Мамадышский район. В эти годы председателем сельсовета работал Мияссаров Галиакбар из деревни Усали.

В годы войны председателем сельсовета работал Назиров Габдулхак, а секретарем - Мияссаров Ахат.

С 1935 года по 1959 год Усалинский сельсовет входил в Кзыл-Юлдузский район, с 1959 года по настоящее время сельсовет входит в Мамадышский район.

В 1959 году все сельсоветы - Верхнее-Берсутский, Владимировский, Берсут-Сукачинский укрупнились в Усалинский сельсовет.

23 февраля 1930 года был утвержден и принят новый устав и был образован первый колхоз. Его назвали «Баку эшчеләре".

Деревня Берсут Сукачи до 1930 года существовала на основе личных дворов. В 1930 году был образован колхоз "Трактор", в деревне Верхний Берсут был организован колхоз "Тимер юл", в деревне Владимирово - колхоз «Авангард», деревня Кук-Чишма входила в состав колхоза «Тимер Юл».

Поселок Дружба входит в состав Усалинского сельсовета с 1970 года, до этого он входил Больше-Машляковский сельсовет Рыбно-Слободского района.

Лесхоз Камский

-8

История села Камский леспромхоз

Село в Мамадышском районе, на р. Берсут, в 60 км к юго-западу от г. Мамадыш.
Село в Мамадышском районе, на р. Берсут, в 60 км к юго-западу от г. Мамадыш.

На 2002 г. - 1499 жителей (татары).

Леспромхоз, предприятия по переработке древесины.

Дом культуры.

Основано в 1936 г. С момента образования в составе Кзыл-Юлдузского района, с 26.03.1959 г. в Мамадышском районе Татарской АССР.

Число жителей: в 1938 г. - 448, в 1970 г. - 1677, в 1979 г. - 1588, в 1989 г. - 1476 чел.

История Камского леспромхоза

     Камский лесхоз находится в центральной части Республики Татарстан. Территория лесхоза расположена в границах Мамадышского, Рыбно-Слободского и Чистопольского административных районов. Административный центр находится в селе Камский леспромхоз в 132 км от города Казань – столицы республики, 60 км от райцентра города Мамадыш и 6 км от пристани Берсут. Численность работающих – 450 человек. В состав лесхоза входят 7 лесничеств и общая площадь лесхоза составляет 54166 гектаров.

В 1932 году на месте Камского лесхоза был развернут мастерской участок Рыбно-Слободского лесхоза. Имелся небольшой питомник, где выращивали хвойные саженцы. Возле питомника была деревянная мастерская по изготовлению осиновой клепки, бочковой тары. Рабочие жили в землянках и неблагоустроенных бараках.

В 1934 – 1936 годах на территорию нынешнего лесхоза из ликвидированных леспромхозов стали перевозить строения, лошадей, рабочую силу. Из Челнинского леспромхоза прибыл конный табун из 120 – 140 голов, а из села Кзыл-Тау с семьями на баржах доставили рабочих. И так в сентябре 1936 года был организован Камский леспромхоз в составе треста "Татлес". Первым директором лесхоза был Игнатьев Василий Андрианович. Вновь организованный леспромхоз в основном занимался заготовкой деловой древесины для сплава. Древесина доставлялась Чистопольскому лесозаводу. Первыми семьями, которые начали работать в леспромхозе, были семьи Базарова, Князева, Носкова, Бунина, Пацианского, Мурашова, Симонова и др. При плотовом сплаве нужна была вица (тонкая черемуховая лещина длиной от 2 до 3,5 метров). Её специально парили в парнике и она становилась мягкая, как веревка, ей связывали плоты. Часть работающих занималась заготовкой такой вицы в зимнее время года по глубокому снегу.

Организация труда в первые годы существования леспромхоза были: ручная лучковая пила и безотказные тягловые лошади. На двух возчиков было 4 – 6 лошадей, а по леспромхозу – около 150 лошадей.

В тяжелейших условиях, особенно в годы войны, когда не хватало хлеба, тепла, работая простейшими инструментами первые рабочие, среди них немало женщин, валили лес, раскряжевывали, обрубали и сжигали сучья, грузили, укладывали сортименты и дрова по 5 кубометров в день на человека. На тачках по 30 - 40 кубометров за смену грузили на баржу. Жили в сырых землянках, в тесных бараках, иногда 5 - 6 человек в комнате на 3 на 4 метра. В таких условиях приходилось работать в годы организации Камского леспромхоза.

Камский лесхоз как две составные части неоднократно подвергался различным реорганизациям: Камский леспромхоз и Камский лесхоз. Лесхоз до 1940 года состоял из бывших Змеевской и Шумбутской дач, Прикамского, Шумбутского и Змеевского лесничеств. В 1940 году Камскому лесхозу был присоединен Берсутский лесхоз, Берсутское и Усалинское лесничества, а в 1947 году было передано из Баганинского лесхоза Чистопольское лесничество.

Постановлением Совета Министерства СССР от 1954 года лесхоз был отнесен к числу механизированных предприятий с названием Камский механизированный лесхоз. В марте 1960 года Камский механизированный лесхоз и Камский леспромхоз были объединены в одно целое – комплексное предприятие – Камский леспромхоз, в октябре 1992 года леспромхоз обрел прежнее название Камский лесхоз.

Являясь одним из флагманов лесохозяйственной отрасли по интенсивному ведению лесного хозяйства, лесхоз награжден за высокие производственные показатели в 1976 году Орденом Трудового Красного Знамени, а директору лесхоза Иванову Ивану Захаровичу в 1985 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. Лесхоз 74 раза выходил победителем социалистического соревнования по СССР, РСФСР и Татарской АССР, 4 раза были вручены Красные Знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. В 1993 году в лесхозе был проведен 1 съезд лесничих Республики Татарстан.

Большой вклад в развитии лесхоза, повышения уровня ведения лесного хозяйства и промышленного производства внесли директора лесхоза – Герой Социалистического Труда И.З. Иванов, М.Г. Ганеев, К.И. Скотников, А.З. Нагимов, главные лесничие, заслуженные лесоводы республики – И.Н. Волостнов, Р.Ф. Тазетдинов, А.К. Мингалеев, лесничие, заслуженные лесоводы республики – Е.А. Суслов, А.И. Михайлов, А.П. Чернов, Р.М. Галеев, инженер лесного хозяйства А.И. Кармаков, начальники участков и инженеры – В.Ф. Чернухин, Н.А. Чебышев, Н.С. Галяутдинов, Т.П. Филиппова, Д.Я. Романов, М.Е. Трофимов. К сожалению, многих вышеназванных работников лесхоза уже нет среди нас.

С 1 октября 2004 года Камский лесхоз из Министерства экологии и природных ресурсов переведен в федеральное агентство лесного хозяйства Республики Татарстан. В настоящее время руководителем - лесничим ГКУ «Камское лесничество» является С.И. Сапурин.

О директоре Камского леспромхоза, Герое Социалистического труда Иванове Иване Захаровиче

Одним из известных лесоводов России является ветеран лесного хозяйства Иванов Иван Захарович. Его трудовой стаж в лесном хозяйстве составляет более 40 лет. Из них 28 лет возглавлял Камский леспромхоз Мамадышского района. Приняв в 1966 году со множеством долгов предприятие, он сумел за короткий промежуток времени вытащить коллектив из долговой, бесперспективной ямы.

Главное направление было дано полной, безотходной технологии переработки вывозимой из леса древесины, поставлена цель на полное восстановление вырубленных лесных площадей ценными и быстрорастущими породами путем посева посадки и самовозобновления леса. Леспромхоз встал на ноги, стал знаменитым на весь Советский Союз.

По итогам одиннадцатой пятилетки Иванову Ивану Захаровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

источник: mamadysh.tatarstan.ru

Машляк

-10

История деревни Верхний Машляк (Югары Мэшлэк)

Деревня в Рыбно-Слободском районе, в верховье р. Шумбут, в 50 км к северо-востоку от с. Рыбная Слобода.

На 2000 г. - 154 жителя (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Основана не позднее 1710 г. переселенцами из с. Янцевары. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом, жжением угля на продажу. После реформы 1861 г. в деревне поселились русские. В начале 20 в. здесь функционировали школа Братства св. Гурия (открыта в 1888 г., в 1908 г. преобразована в земскую), водяная мельница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 713,3 дес.

До 1920 г. деревня входила в Шеморбашскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Мамадышском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 80 душ мужского пола, в 1859 г. - 294, в 1897 г. - 447, в 1908 г. - 558, в 1920 г. - 509, в 1926 г. - 423, в 1938 г. - 370, в 1949 г. - 285, в 1958 г. - 237, в 1970 г. - 200, в 1989 г. - 103 чел.

Тавлярово

-11

История деревни Тавларово (Таулар)

Деревня в Тукаевском районе, на р. Игат, в 35 км к северо-востоку от города Набережные Челны.

На 2008 г. - 103 жителя (татары).

Полеводство.

Начальная школа, клуб. Мечеть.

Известна с 1702 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. в сословном отношении жители делились на тептярей и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, колёсным промыслом, изготовлением валенок и лаптей, извозом, торговлей. В период Крестьянской войны 1773–75 гг. активно выступили на стороне Е.И. Пугачёва. В начале 20 в. в деревне Тавларово функционировали мечеть (известна с 1814 г.), мектеб, училище Министерства народного просвещения, калачное заведение, 2 бакалейные лавки, амбары для ссыпки закупленного хлеба, базар по вторникам. В 1913 г. земельный надел сельской общины составлял 1185 десятин.

До 1920 г. деревня входила в Кузкеевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мензелинском, с 04.06.1984 г. в Тукаевском районах.

Число жителей: в 1834 г. - 69 душ мужского пола, в 1859 г. - 509, в 1870 г. - 502, в 1884 г. - 639, в 1897 г. - 602, в 1906 г. - 770, в 1913 г. - 762, в 1920 г. - 934, в 1926 г. - 589, в 1938 г. - 444, в 1949 г. - 386, в 1958 г. - 286, в 1970 г. - 198, в 1979 г. - 156, в 1989 г. - 93, в 2002 г. - 97 чел.

Шаморбаш

-12

История села Шеморбаш (Шомырбаш)

Село в Рыбно-Слободском районе, в верховье реки Шумбутка, в 48 км к северо-востоку от поселка городского типа Рыбная Слобода. На 2010 год - 172 жителя (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано в 1-й половине 18 века. В дореволюционных источниках упоминается также как Шемурбаш. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в селе Шеморбаш располагалось волостное правление, функционировали Петропавловская церковь, школы - земская (открыта в 1900 году) и Министерства народного просвещения, фельдшерский пункт, водяная мельница, крупообдирка, казенная винная и 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 915 десятин.

До 1920 года село являлось центром Шеморбашской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 года в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 года в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 года в Мамадышском, с 12.01.1965 года в Рыбно-Слободском районах. Число жителей: в 1782 году - 73 души мужского пола, в 1859 году - 558, в 1897 году - 820, в 1908 году - 911, в 1920 году - 904, в 1926 году - 683, в 1938 году - 936, в 1949 году - 678, в 1958 году - 674, в 1970 году - 508, в 1989 году - 282, в 2002 году - 205 человек.

Иваниево

-13

История деревни Иванаево (Иванай, Туплат)

Деревня в Рыбно-Слободском районе, на правом притоке р. Шумбутка, в 40 км к северо-востоку от пгт Рыбная Слобода.

На 2002 г. - 229 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Начальная школа, клуб.

Известна с 1714 г. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным промыслом. В начале 20 в. здесь работали церковно-приходская школа, 2 водяные мельницы, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 792 дес.

До 1920 г. деревня входила в Шумбутскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Мамадышском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 58 душ мужского пола, в 1859 г. - 327, в 1897 г. - 642, в 1908 г. - 819, в 1920 г. - 753, в 1926 г. - 742, в 1938 г. - 727, в 1949 г. - 576, в 1958 г. - 458, в 1970 г. - 509, в 1989 г. - 307 чел.

Алан-Полян

-14

История села Алан-Полян

Село в Рыбно-Слободском районе, на автомобильной дороге Казань-Уфа, в 48 км к северу-востоку от села Рыбная Слобода.

На 2000 год — 283 жителя (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Начальная школа, клуб, библиотека.

Основано в конце 17 века выходцами из села Уреево-Челны. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян, по вероисповеданию были православными (входили в приход села Шеморбаш). Занимались земледелием, разведением скота, экипажно-тележным и портняжным промыслами, жжением угля на продажу. В 1873 году в селе Алан-Полян была открыта школа Братства святого Гурия, в 1893 году преобразованная в церковно-приходскую школу. В начале 20 века здесь имелись 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 674,5 десятины.

До 1920 года село относилось к Шумбутской волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 года в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 года в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 года в Мамадышском, с 12.01.1965 года в Рыбно-Слободском районах. Число жителей: в 1859 году — 412, в 1897 году — 744, в 1908 году — 895, в 1920 году — 876, в 1924 году — 800, в 1926 году — 727, в 1938 году — 705, в 1949 году — 613, в 1958 году — 469, в 1970 году — 392, в 1989 году— 234 человека.

Субаш

-15

История села Субаш-Аты (Субаш Аты)

Село в Арском районе, в верховье р. Атынка, в 18 км к северо-западу от г. Арск.

На 2008 г. - 214 жителя (татары).

Полеводство, мясомолочное скотоводство, овцеводство.

Начальная школа, клуб, библиотека. Мечеть.

Основано во 2-й половине 17 в., до 1960-х гг. носило названием Малые Аты. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, тканьём холста. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, 2 ветряные мельницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1528,4 десятины.

До 1920 г. село входило в Ново-Кишитскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.

Число жителей: в 1782 г. - 111 душ мужского пола, в 1859 г. - 531, в 1897 г. - 911, в 1908 г. - 931, в 1920 г. - 863, в 1926 г. - 992, в 1938 г. - 1004, в 1949 г. - 744, в 1958 г. - 534, в 1970 г. - 505, в 1979 г. - 377, в 1989 г. - 255, в 2002 г. - 245 чел.

Нов.Арыш

-16

История села Новый Арыш (Янга Арыш)

Село в Рыбно-Слободском районе, в верховье р. Бетька, в 25 км к северу-востоку от пгт Рыбная Слобода.

На 2002 г. - 803 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Основано не позднее середины 17 в. В дореволюционных источниках упоминается также как Башкетляр. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1045 дес.

До 1920 г. село входило в Бетьковскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 78 душ мужского пола, в 1859 г. - 858, в 1897 г. - 1151, в 1908 г. - 1420, в 1920 г. - 1361, в 1926 г. - 1239, в 1949 г. - 1201, в 1958 г. - 1023, в 1970 г. - 1235, в 1989 г. - 841 чел.

Родились в селе Новый Арыш:

Минниханов Рифкат Нургалиевич - начальник Управления ГИБДД МВД по РТ.

Минниханов Рустам Нургалиевич - президент Татарстана. История села Старый Арыш (Иске Арыш)

Село в Рыбно-Слободском районе, на р. Пановка, в 18 км к северу от пгт Рыбная Слобода.

На 2008 г. - 366 жителей (татары).

Молочное скотоводство, овцеводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Известно с 1565–67 гг. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Старый Арыш функционировали мечеть, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1764 десятины.

До 1920 г. деревня входила в Бетьковскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 19.02.1944 г. в Салтанском, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 113 душ мужского пола, в 1859 г. - 617, в 1897 г. - 903, в 1908 г. - 1056, в 1920 г. - 1085, в 1926 г. - 758, в 1949 г. - 763, в 1958 г. - 770, в 1970 г. - 769, в 1989 г. - 444, в 2002 г. - 396 чел.

Родились в селе Старый Арыш:

Сафиуллин Илсур Миннурович

Шадки

-17

История села Шадки (Шэдке)

Село в Тюлячинском районе, на реке Нырса, в 22 км к югу от села Тюлячи. На 2010 год - 785 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека, мечеть.

Известно с периода Казанского ханства. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Шадчи. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории помещичьих и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1850-е оды здесь был поташный завод, в начале 20 века функционировали мечеть, медресе, водяная мельница, крупообдирка, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1673 десятины.

До 1920 года село входило в Казыльскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 года в Тюлячинском, с 12.10.1959 года в Сабинском, с 04.10.1991 года в Тюлячинском районах. Число жителей: в 1782 году - 40 душ мужского пола, в 1859 году - 503, в 1897 году - 941, в 1908 году - 1040, в 1920 году - 1148, в 1926 году - 976, в 1938 году - 987, в 1949 году - 939, в 1958 году - 882, в 1970 году - 998, в 1979 году - 937, в 1989 году - 798, в 2002 году - 806 человек.

* * *

Село Шадки расположено на красивом месте. По словам старожил на месте села был могучий лес.

В XVI веке, во времена правления Ивана Грозного, Казанское ханство было разгромлено. А население татар, проживающих на этих землях заставили принять христианство. Во избежание крещения, татары прятались в дремучих лесах.

Село Шадки расположено на углубленном месте, это обстоятельство и дремучие леса спасли наших предков от крещения.

Село Шадки упоминается во многих исторических документах и справочниках. Во времена Казанского ханства на дорогах «Жюри» упоминалось название Шадки как пустырь (Чернышев 1971, 289). А в 1602-1603 годах на исторических документах село Шадки зарегистрировано как населенный пункт (Писцовая 1978, 50 об., 88 об., 100 об). На кладбище Шадки нашли надгробные камни, относящиеся к первой половине XVI века (Археологическая 1981, №462, 103). В справочниках Д.А. Корсакова в населенном пункте проживали 13 феодал-крестьян (Сборник 1908, №112, б. 185). По сведениям справочника, составленного 1859 году, населенный пункт Шадки-Шадчи, находящийся на берегах р. Нырсы регистрированы 81 хозяйств, в котором 257 – мужчин, 262 – женщин и функционировал мечеть. Завод Поташ включен в список (Список 1866, №54, б. 22).

В справочниках составленных К.П. Берстель в селе Шадки проживали 912 татар (Список 1908, № 50, б. 64). По опубликованным сведениям Н.Б. Борганова, жители села Шадки совместно с соседними селами Чукаево, Казыли, В. Укмас и М. Укмас. Вместе проводили праздник Сабантуй в первой половине июня в селе Казы (Бурганова, 1982, 42-43).

История Шадкинской средней школы начинается с 1918-1920 года. В этом году наряду с религией изучаются точные и гуманитарные предметы. В 1935 году открывается четырехлетняя начальная школа, в этой школе был 1 зал, 4 классных комнаты, 1 учительская и пионерская комната. В 1943 году она преобразуется в семилетнюю школу. Летом в 1960 году строится кирпичное здание – мастерская по трудовому обучению учеников.

В 1981 году сдана на эксплуатацию новое здание школы. В 1985 году Шадкинская восьмилетняя школа получает статус средней.

В 1987 году впервые в районе открывается компьютерный класс. В эти годы строятся отвечающие современным требованиям столовая, библиотека, машинно – тракторный гараж, отопительный центр и кабинет по трудовому обучению.

В 2000 году строится спортивный комплекс, являющийся гордостью школы и деревни, который дает возможность ученикам и молодежи активно, эффективно заниматься спортом.

В 2001 году открываются две хоккейные коробки, отвечающие всем требованиям, имеющие раздевалки с душевыми кабинками.

При средней школе имеется пришкольный участок, который обеспечивает учащихся на весь учебный период овощами, а также подсобное хозяйство, где содержится КРС и кролики.

Шадкинский детский сад построен 1960 году. На сегодняшний день садик посещают 25 дошкольников. Садик штатами полностью обеспечен. Но деревянное здание детского сада было построено уже 1960 году. Поэтому обеспечение детей новым детским садом остается острой проблемой, которая стоит перед советом сельского поселения.

Меретяки

-18

История деревни Большие Меретяки (Олы Мирэтэк)

Деревня в Тюлячинском районе, на р. Нырса, в 25 км к югу от села Тюлячи.

На 2000 г. - 53 жителя (татары, русские).

Полеводство, овцеводство, мясное скотоводство.

Начальная школа, клуб.

Основана в период Казанского ханства. До 1860-х гг. жители относились к категориям удельных и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом. В начале 20 в. в деревне функционировали Троицкая церковь, земская школа, водяные мельница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1012,3 дес.

До 1920 г. деревня входила в Ключищенскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Тюлячинском, с 12.10.1959 г. в Сабинском, с 04.10.1991 г. в Тюлячинском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 91 душа мужского пола; в 1859 г. - 390, в 1897 г. - 516, в 1908 г. - 671, в 1920 г. - 794, в 1926 г. - 712, в 1938 г. - 524, в 1949 г. - 326, в 1958 г. - 363, в 1970 г. - 159, в 1979 г. - 104, в 1989 г. - 74 чел.

Отар-Дубровка

-19

История села Отар-Дубровка (Татар Казысы)

Село в Пестречинском районе, на левом притоке р. Мёша, в 30 км к востоку от с. Пестрецы.
Село в Пестречинском районе, на левом притоке р. Мёша, в 30 км к востоку от с. Пестрецы.

На 2002 г. - 520 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Известно с 1646 г. как д. Атар. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Салтан (Малый Салтан). В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, медресе, 2 крупообдирки, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1682 дес.

До 1920 г. село входило в Казыльскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.08.1930 г. в Пестречинском, с 10.02.1935 г. в Рыбно-Слободском, с 19.02.1944 г. в Салтанском, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 70 душ мужского пола, в 1859 г. - 483, в 1897 г. - 891, в 1908 г. - 1104, в 1920 г. - 1164, в 1926 г. - 978, в 1949 г. - 917, в 1958 г. - 775, в 1970 г. - 794, в 1979 г. - 704, в 1989 г. - 532 чел.

* * *

По свидетельствам старожилов, село имеет богатую историю. Село Отар-Дубровка основано в 1604 году. Основателем деревни был житель деревни Малые Салтани Рыбно–Слободского района Текий Янчурин. Земли, где расположена деревня, передавались ему по царскому Указу за проявленное мужество на Ливонской войне в 1578-1583 годах (крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России). Дата рождения основателя неизвестно, а умер в 1612 году. Наследниками остались трое его сыновей: Туйбак, Байбак, Янсар.

Земли, где расположена деревня был окружен дубовым лесом.

Территория Отар-Дубровского сельского поселения граничит на востоке и на юге с Рыбно–Слободским районом, а на западе - с Крящ-Сердинским сельским поселением.

По селу Отар-Дубровка течет маленькая речка. Имеется колодец «Изгеляр». Водой население в основном обеспечивается из родника, который проведен почти в каждый дом.

источник: pestreci.tatarstan.ru

Балыклы-Чукаево

-21

История села Балыклы-Чукаево (Балыклы Чукэй)

Село в Рыбно-Слободском районе, на левом притоке р. Атмаска, в 22 км к северу от с. Рыбная Слобода.

На 2000 г. — 344 жителя (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Основано во 2-й половине 17 в. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом. В начале 20 в. в Балыклы-Чукаево функционировали каменная мечеть (построена в 1897 г. на месте деревянной, памятник архитектуры), мектеб, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1245 дес.

До 1920 г. село входило в Бетьковскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. г. в Рыбно-Слободском, с 19.02.1944 г. в Салтанском, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.05.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. — 48 душ мужского пола, в 1859 г. — 444, в 1897 г. — 872, в 1908 г. — 965, в 1920 г. — 1088, в 1926 г. — 935, в 1949 г. — 793, в 1958 г. — 565, в 1970 г. — 585, в 1989 г. — 398 чел.

Кряш-Серда

-22

История села Кряш-Серда (Керэшен Сэрдэсе)

Село в Пестречинском районе, на левом притоке р. Мёша, в 22 км к востоку от с. Пестрецы.
Село в Пестречинском районе, на левом притоке р. Мёша, в 22 км к востоку от с. Пестрецы.

На 2002 г. - 477 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1565-67 гг. В дореволюционных источниках упоминается как Верхняя Крещёная Серда. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали земская школа (открыта в 1868 г.), 3 крупообдирки, кузница, 2 мануфактурные и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1479 дес.

До 1920 г. село входило в Казыльскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.08.1930 г. в Пестречинском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 66 душ мужского пола, в 1859 г. - 553, в 1897 г. - 989, в 1908 г. - 1144, в 1920 г. - 1259, в 1949 г. - 864, в 1958 г. - 862, в 1970 г. - 882, в 1979 г. - 791, в 1989 г. - 594 чел.

Село Кряш-Серда - административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят село Кряш-Серда, деревни Колкомерка и Иксуар. На 01.01.2014 года число дворов в селе Кряш-Серда - 167, жителей - 419.

* * *

По историческим данным в 1236 году Золотая Орда разгромила Булгарское государство. После этого многие убежали на север, в эти края.

Примерно в 14-15 веках люди переселились в эти местности. Когда пришли первые переселенцы, здесь жили черемеси небольшим поселением (современная деревня Иксуар). Прямо у деревни было кладбище. Население Серды до сих пор называет его Черемесским кладбищем.

Южнее черемесского поселения, рядом с ними, начали жить новые люди (построили новую деревню). Старожилы села рассказывают, что черемеси ушли из деревни. В Рыбно-Слободском районе, недалеко от деревни Султан, находится деревня Черемшан, может быть, они начали жить там, но все-таки, некоторые черемесские семьи остались жить с переселенными.

По материалам из архива, название деревни Кряш-Серда много раз изменялось, сначала Старая Серда, потом Верхняя Серда, а с 1917 года, после Октябрьской революции, Верхнюю Серду начинают называть Кряш-Серда. Причиной изменений названия деревни было в расположении рядом деревни Русская Серда. Раньше Русскую Серду называли Нижней Сердой. Слово "Серда" наверное взято от слова "сердо" - обозначающее растение, которое растет в широколиственных лесах с белым цветком. Другое подобное слово не найдено.

В Русской Серде было училище, обучающие деревянным и жестяным работам. Там многие жители деревни обучались профессии столяр. В Серде было много мастеров, делающих столы, оконные рамы, шкафы, деревянные бочки.

Когда переселенцы пришли на это место, здесь был большой дремучий лес. Это доказывают стоящие одинокие деревья возле деревни. Есть места, где остатки деревьев сохранились до наших дней.

На расстоянии 1 км от Верхней улицы есть место "Нарат әби". В давние времена это место считали святым. Из других деревень приходили резать скот. Здесь было много сосновых деревьев. Эти деревья нельзя было трогать, так как это место считалось святым, также нельзя было ломать ветки, сжигать. Якобы, пришедший в деревню один из черемесей собрал высохшие ветки с "Нарат әби" и принес домой, чтобы сжечь их в печи. Через некоторое время его тело покрыли болячки. Итак, на святом месте продолжали расти сосновые деревья. Их сломанные ветки и упавшие деревья уже никто не трогал.

В 2006 году под руководством Мухина Николая Ивановича в деревне Кряш-Серда открылась кряшенская церковь. В эту церковь сейчас приходят из Колкомерки, Кибячей, Янцеварово, Альвидино. Обряды, традиции кряшенского народа вернулись. Кряшенской церковью руководит отец Дмитрий.

На территории деревни Кряш-Серда есть три больших и одно маленькое озеро. Озёра Жилкәнле, Макар, Озынсаз выкопаны руками.

В 1891-1893 годах была засуха и голод. Именно в эти годы помещики выкопали эти озера. Многие жители деревни принимали в этом участие, потому что их кормили и в какой-то степени давали им еду, чтобы они кормили своих детей.
История деревни Русская Серда
    Церковь Русской Серды была построена в 1741 году. В нее ходили люди из Кряш-Серды, Колкомерки, Кибячей, Атрясов, Иксуара, Русской Серды. В каждый праздник люди из этих деревень собирались в церкви и читали молитву. Больше всего молодые знакомились в церкви. Молодожены приходили в церковь венчаться. Кладбище в Русской Серде открылась после того, как построили церковь. Это кладбище было единым для деревень Русская Серда, Колкомерка, Кибячи и Кряш-Серда.
    Сейчас в Русской Серде церковь в заброшенном состоянии. Жители этой деревни разъехались в разные стороны осталась только церковь.

источник: lit.convdocs.org

Вся информация из открытых источников и Википедии.