Найти в Дзене
Неуловимая Джо

Бумер-2 > Бумера-1, но работают они только вместе

Бытует мнение, что первый "Бумер" про дружбу, а второй про любовь. Также среди народа, который хорошо помнит эти фильмы еще с выхода в кинотеатре, принято говорить, что второй "Бумер" тоже годный (то есть нет эффекта "сиквел всегда хуже первого произведения"), но первый лучше. А я бы сказала, что первый "Бумер" про поступки и последствия и во втором эта линия тоже прослеживается, можно сказать, она объединяет их больше, чем тачка марки БМВ и Владимир Вдовиченков в главной роли, но фильм второй неизмеримо больше и глубже первого.

Первый фильм - годное роад-муви снятое немножечко в стиле раннего Гая Ричи, но с учетом того, что история всё же про российских бандитов. Ну, знаете, этот прием, когда историю зритель видит от ненадежного рассказчика, только в случае "Бумера" таковым выступает сам автор сначала показывая ситуацию под одним углом, а потом через время возвращаясь с дополнительным флэшбеком "на самом деле было так". Спорный прием, но тут работает, поскольку это хорошо обсуловлено характерами героев, которые врут и недоговаривают всем, в том числе самим себе, и совсем недурно компенсируется "продолжениями" небольших выборов главных героев для героев второстепенных. Это тоже история про преступление и наказание, если говорить высокопарно, о некоей карме и высшей справедливости, которая а) существует в этой реальности, б) шарашит героев не отходя от кассы, в) спорить с ней бесполезно, все герои - игрушки в руках Рока. Очень похоже на "Бригаду" по исходному смыслу, но поскольку это фильм, а не сериал, то всё более концентрировано и доводится до зрителя достаточно жестко. Однако под конец, когда выясняется смысл исходного замеса, в который они попали, кажется, что справедливость в этой вселенной дала сбой - слишком уж сильно шарашит ответкой по людям, которые просто вписались за своего друга. Но глупость и трусость этого самого друга их сгубила, а сам он вышел сухим из воды. Как и в "Бригаде" никто из них не без вины виноватый, и на последнее дело можно было бы и не ходить, например; и опять, снова, как обычно эта пацанская этика выкручивает героям руки и подвешивает на дыбе.

Второй фильм уже не про возмездие, и не про любовь, и даже не про жизнь в Расеюшке такую поломатую. А про блуждающие души в Чистилище. Элементы магреализма мелькали и в первом Бумере: эти мгновенные "бумеранги" за плохие поступки, абсолютно фантастический кусок с бабкой-знахаркой из села черти-где, да даже эта прОклятая машина и сигнал мобильного. Но во втором они дают полноценное движение сюжета - героев швыряет, как утлые лодчонки навстречу друг другу, все попытки их что-то изменить тут же рушатся тем самым Роком. Забавно, что Алексей Сидоров, режиссёр "Бригады" говорил, что его история про борьбу человека и Рока, но на самом деле снял нечто другое, а его идея - вот же она. Начало и середина фильма кажутся сумбурными, сюжетные ходы натянутыми, но только если воспринимать это как реализм. Как только переводишь взгляд в сторону мысли, что это всё уже немножечко не-жизнь, всё становится на свои места. Финал кажется несправедливым и ужасным для Кости-Кота, потому что уж он не просто отрабатывает то, что совершил, а получает по кумполу еще, и еще, и еще, и совершенно незаслуженно. Если смерть Димона, который всех кинул в прошлом фильме, почти в самом начале этого еще как-то оправдана, то смерть Кости парадоксально схожа со смертью Фила из "Бригады": когда он приходит в себя вроде бы после безнадежной травмы, но его тут же режут без жалости. Однако, был ли он вообще жив на начало фильма? Тут я говорю образно и метафорически, потому что тут не история а-ля "Запрещенный прием" Зака Снайдера и сон во сне, определенно нет. Но "Бумер-2" постоянно вываливается в область метафизики, как какой-нибудь "Левиафан" Звягинцева и дает ему 100 очков вперед. Не просто история, а бездна, в которую нужно посмотреть. Кот выходит на свободу, хотя не должен был, заплатив за это чужой жизнью, хотя не просил об этом. Более того - он должен был умереть уже дважды, когда его в финале прошлого фильма прикрывает собой Рама, а потом окружает милиция. И еще раз, когда его спасает мучимый чувством вины Димон. Он не может исполнить толком последнюю просьбу того, за чью жизнь он живет, всё идет наперекосяк. Но свой собственный гештальт - "я не знаю, как бы поступил на твоем месте в такой ситуации", - он закрывает и обретает покой. Возможно, это и было его испытание в Чистилище и он пошел дальше, а возможно просто отдал свою жизнь чтобы хотя бы у глупой Дашки был шанс спастись. Так или иначе, это куда глубже "Бумера-1", хоть и сложнее для восприятия.

Отдельный герой второго фильма это музыка Шнурова. Она не только задает фильму тон, но еще и доводит до конца только пунктиром намеченные линии. Можно сказать, саундтрек отметает в сторону метафизику и прямым текстом говорит о чем сюжет на самом деле. Спорный ход, но снова удачный. Этому фильму вообще всё можно.