Интервью с основателем команды Flyographers.
Алексей Шалбуров сделал для России невозможное: его команда Flyographers показала, что танцевальное будущее у нашей страны есть и уровень наш достаточно высок, чтобы ездить на мировые соревнования не только за престижем, но и за победой. Сегодня Лешу можно увидеть и с артистами шоу-бизнеса, и за чашкой кофе с танцорами 80-левела, но чаще его можно наблюдать с командой в репетиционном зале. О том, как внутренний голос приводит на сцену, мы выяснили во время интервью. Самые интересные факты и мысли — ниже.
Про начало
Все началось с военно-музыкального училища. Мне было 14 лет, когда я увидел, как старшие ребята танцуют на сцене что-то вроде go-go. Тогда это была очень крутая тема. Параллельно шла вторая волна популярности брейкданса. На одном из концертов в Лужниках я познакомился с ребятами–бибоями и безумно захотел научиться танцевать так же. И желание было настолько велико, что я позабыл обо все на свете.
Про военно-музыкальное училище
Мои родители хотели, чтобы я пошел по стопам мамы и стал музыкантом. Самым подходящим местом для поступления оказалось Московское военно-музыкальное училище. Я из маленького города (г. Элиста, республика Калмыкия), где уровень подготовки не такой высокий, и было очень тяжело поступить в какое-то музыкальное учебное заведение без блата. Плюс кадетское училище обеспечивает полное содержание курсанта. После него я поступил на факультет военных дирижеров в Московскую консерваторию. Но желание быть танцором пересилило здравый смысл, и в середине своего обучения в консерватории я понял, что танец — это то, чем я хочу заниматься до конца жизни. Мне было 22 года.
Про учителей и кумиров
У меня было много примеров для подражания. Коллективы Street Jаzz и «Мираж» тогда стали известны. Мы смотрели клипы «Руки вверх», где они снимались, и думали, какие крутые чуваки. Многие из них до сих пор для меня пример профессионализма. Гарик Рудник, Денис Костенков, Виталик Денисов, Сергей Мандрик, Влад Кузьмин.
Я копил деньги, чтобы зайти в клуб и в 2 часа ночи посмотреть на их выход, как они делают шоу, как работают с командами.
Считаю своим наставником каждого, у кого я когда-либо занимался. Виталик Денисов был первым по-настоящему педагогом (именно к нему в группу я ходил на свои первые классы). Игорь (Гарик) Рудник поддерживал все мои сумасшедшие идеи, помогал. Ну а любовь к уличным стилям привили на улице бибои, локеры и папперы, с которыми я тусил в конце 90-х и начале 2000-х на Манежке или на ВДНХ .
Про уровень
Чувствую ли я себя танцором мирового уровня? Я очень самокритичен. Мне всегда мало и всегда хочется научиться чему-то большему. Поэтому стараюсь посещать классы других хореографов. Но я потратил достаточно много времени, чтобы достичь тех результатов, которые есть сейчас. Конечно же, я считаю, что показываю высокий уровень и в России, и за рубежом.
Про GRV
Когда я работал в коллективе Street Jаzz, все ездили на каникулах отдыхать, а мы небольшой компаний ездили в США, чтобы свой отпуск потратить на то, чтобы прокачиваться на классах в американских топовых школах. Спустя какое-то время познакомились с огромным количеством танцоров со всего мира. Летом 2011-го я решил уехать на пару месяцев. К тому времени в Америке у меня уже были друзья, многие из них танцевали в GRV, и, когда был кастинг в команду, они позвали меня с собой. Мой уровень оказался приемлем для того, чтобы пройти кастинг. Свой 30-й день рождения отметил сначала в России, а на следующий день в США, куда прилетел готовиться к первым соревнованиям.
Про отличия
Перед тем как попасть в команду GRV, я начал всерьез разочаровываться в альтруистических танцевальных идеях. Танец в стране на тот момент приобрел массово-коммерческий характер. Танцоры стремились попасть в балет к артистам шоу-бизнеса, чтобы выучить программу и как можно меньше работать, разъезжая с этой программой десять лет.
Прилетев в США, мне стало очевидно, как это возможно: исполнять номер синхронно таким количеством человек. Просто они настолько болеют делом, занимаются этим не ради денег. Американцы в хорошем слове наивные: приходят на репетицию и убиваются за идею, делают то, что просит хореограф, не задавая лишних вопросов.
Там команды — такие же студенты, врачи, сотрудники банков. Они тренируются ночь напролет до 5 утра, а в 7 утра идут на работу. И никто не заикается, что он устал или ему куда-то надо. На последней репетиции перед выходом на сцену Дэвид (хореограф команды Дэвид Лим), говорил о том, что сегодня мы должны показать своей семье и своим друзьям, ради чего мы проводим время не с ними, а в зале, ради чего тратим деньги и здоровье. Тогда я понял, что нет ничего невозможно. И если ты действительно хочешь — ты сможешь.
Когда все играют в это по-настоящему, результат очевиден. К счастью, сейчас в России можно наблюдать такую же картину.
Про ориентацию на Запад и смену страны
Нам, конечно же, есть чему поучиться у западных танцоров, культура современного танца появилась не в России. И ругать за интерес к США глупо. Мы, может быть, и ориентируемся на Запад, но стараемся извлечь уроки, чтобы развивать что-то свое. Пять лет назад никто не думал даже, что команда из России может поехать на международные соревнования и вернуться с призовым местом.
Мне нравится жить в России и я вижу, что здесь есть куда расти, есть высоты, которых можно добиться. Для того чтобы чего-то достичь, не нужно убегать из страны. Пэрис Гобл живет в Новой Зеландии, где-то на краю света, но это не мешает ей работать по всему миру. Мы ничем не хуже, такие же люди из крови и мяса. Нам поможет адский труд — поле огромное для деятельности. Просто должно пройти время, чтобы это вышло на тот же уровень, что и в Америке.
Про танцующих артистов шоу-бизнеса
Для того чтобы реально хорошо танцевать, даже танцовщику нужно положить на это все свое время, а из тех, кто интересуется танцами и заботится о качестве, могу назвать Влада Соколовского и Тимура Родригеза — для них танец не основной аспект, но они отдают ему не последнее место. Реально крутые танцующие артисты Джеймс Браун, Крис Браун, Ашер, Уилл Смит, Тай Янг, Дженнифер Лопес.
Про то, как добиться безупречного синхрона
Репетировать, репетировать, репетировать. Тут важен личностный подход: знать сильные и слабые стороны каждого своего танцора, быть психологом, уметь разобрать по частичкам и пересобрать номер. Усидчивость и терпение — вот секрет. Даже если кажется, что все хорошо, важно дать понять танцорам, что это нужно, что это не просто прихоть.
Про отношение к танцевальным реалити-шоу
Танцевальные телепроекты — двигатель танцевального сообщества. Многим из тех вещей, которые люди узнают из «синего ящика», не учат в институтах. И благодаря тому, что все это действительно средства Массовой информации, эти сведения доходят и до тех людей, которые не связаны с танцами, не относятся к танцам всерьез. И тем более, когда люди видят, что реально стать известным на всю страну, зарабатывать деньги только танцем, получить возможность заработать 3 млн, реализовать свой творческий потенциал, — люди начинают всерьез относиться к нашему делу.
Я отношусь с уважением к труду людей, которые делают эти телевизионные продукты, потому что это огромный труд. Многие из учредителей помогают танцорам действительно не только словом, но и делом, финансово, развитием.
Про наставление
Не останавливайтесь в вере в себя. Когда вы верите в чудеса, они случаются. Я знаю миллион примеров, включая свой, когда происходят невообразимо крутые вещи, потому что мы верим в них.