Не знаю, как кому, а мне в названии этой усадьбы слышится «вжикающий» звук старинного челнока, скрип педалей и, конечно же, мягкое постукивание при прибивании ниток через бердо ткацкого станка.
ДОМОТКАНОВО.
Одна из версий происхождения этого названия - «ткали дома». Было ли это послаблением или вынужденной мерой из-за отсутствия помещения, доподлинно неизвестно, но так или иначе эта версия имеет право на существование.
Первое упоминание об имении датируется 1539 г. В разное время усадьбой владели Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины. В XVIII веке Постниковы и далее их потомки по женской линии — Воробьевы. Собственно, при них усадьба, кроме барского дома, и получила каскад прудов, парк, оранжереи и цветники, множество хозпостроек, а также одноэтажный деревянный дом. (Ныне музей В.А. Серова)
В 1886 г. Домотканово купил художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз. Кроме собственно творчества, он также неоднократно избирался председателем губернского земского правления, мировым судьей Тверского и Корчевского уездов, был членом Тверской учебной комиссии и членом совета Тверского музея. При нем в усадьбе произошли многие положительные изменения, включая реконструкцию главного дома, а также нововведения, сделавшие имение прибыльным делом. Здесь проводились также и литературные вечера, балы-маскарады, проходили салоны и спектакли.
В.Д. фон Дервиз был женат на Надежде Яковлевне Симонович, двоюродной сестре В. А. Серова, с которым, как и с М. А. Врубелем, был дружен еще со времен обучения в Петербуржской Академии художеств. Великий русский реалист, импрессионист и модернист с 1886 г. неоднократно посещал и подолгу жил в Домотканово.
Бывали здесь также и И.И. Левитан, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, педагоги, ученые.
После 1917 г. наступило разорение и колхоз. А с 1930 г. деревню и вовсе переименовали в Красную Новь (это название существует доныне).
В 1990 г.г. от усадьбы вместе с частью прудов была отторгнута часть земли под частное владение.
В.А. Серов очень любил это место. Здесь было написано множество его работ.
«Девушка, освещенная солнцем»,- Мария Яковлевна Симонович, двоюродная сестра В.А. Серова и родная сестра Надежды Яковлевны Симонович, вспоминала: «После долгих поисков в саду для выбора места, наконец, остановились под деревом, где была врыта в землю скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу.
«Все, чего я добивался — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре, и не видно в картинках.»
В. Серов.
Кроме этой работы здесь появились на свет:
«Осенний вечер. Домотканово.» 1886 г.
«Заросший пруд. Домотканово» 1888 г.
«Октябрь. Домотканово» 1895 г.
«Зимой. Домотканово» 1898 г.
«Баба с лошадью. Домотканово.» 1898 г.
«Старая баня в Домотканово.» 1888 г.
«Стригуны на водопое. Домотканово.» 1904 г.
«Осень. Домотканово.» 1892 г.
«Дуб в Домотканово.» 1890 г.
«Стог сена. Домотканово.» 1901 г.
«Ели. Домотканово.» 1890 г.
«Зимняя дорога. Домотканово.» 1904 г.
«Балкон. Домотканово.» 1911 г.
Как-то Валентин Александрович, обращаясь к другу фон Дервизу, сказал: « Не знаю, приносит ли тебе доход имение, но мне определенно».
К определенной «находке» работников музея можно отнести расположенные в парке постеры картин, написанных точно в этом месте. А усадебный дом? Он только восстанавливается, фактически с камня, и кое в чем достаточно точно.
А мне? А мне тут неожиданно досталась маленькая, но тоже очень светлая работа совсем молодой учащейся девушки, написанная здесь же.
11.03.2020