Ночью 1 апреля 2009 года, на площади Ленина в Санкт-Петербурге прозвучал взрыв. Жильцы окрестных домов уже крепко спали, а для праздных прогулок было зябко и темно, поэтому происшествие осталось без свидетелей. Только дремавшие напротив Финляндского вокзала таксисты разбуженные громким звуком вышли из своих автомобилей, да не увидав ничего особенного, выкурили по одной и ругнувшись на устроивших шум, улеглись досыпать в ожидании утренних пассажиров.
Ленина взорвали! - примерно с такими заголовками вышли сообщения о происшествии в утренних новостях. "Брехня" - подумали люди прочитавшие это, 1-е апреля ведь! Новость оказалась правдой, взорвали памятник Ленину напротив Финляндского вокзала. Ну, как взорвали... Скорее сильно повредили, причём в нижней части туловища. Может что-то хотели этим сказать?
Насколько мне известно "бомбистов" так и не нашли и мотивы их непонятны до сих пор. Полиция разрабатывала несколько версий, была даже информация, что ответственность за взрыв взяла на себя некая подпольная организация "Залесский боевой летучий отряд", но обвинений никому предъявлено не было. Хотя может найдут ещё, всего 10 лет прошло...
🔹
Задолго до появления вокзала и памятника вождю мирового пролетариата это место называлось "Волчье поле", здесь выгуливали скот, потом была городская свалка. Позже артиллерийское ведомство использовало часть свалки под полигон и военный лагерь. Как городская площадь это пространство стало формироваться с момента постройки Финляндского вокзала в 1870 году.
Отсюда отправлялись поезда в город Рихимяки, Великого княжества Финляндского. Железная дорога была построена для снабжения Финляндии сильно пострадавшей от голода 1866-1868 годов, увеличения товарооборота и с целью быстрой переброски войск, в случае необходимости.
Из рескрипта Александра II 17 ноября 1867 года :
"По местным условиям для финляндских промыслов, земледелия и торговли ближайший сбыт предоставляет Российская Империя, облегченные правильные пути сообщения должны тому значительно способствовать и к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожая..."
Довольно быстро стали развиваться дачные посёлки вдоль дороги: Шувалово, Ланская, Парголово... Стоимость жилья в Петербурге постоянно росла и всё больше горожан предпочитало круглый год проживать на даче, приезжая в город на работу.
Уже в 1890-х годах каждый день с Финляндского вокзала отправлялось за город и возвращалось обратно около 5000 человек (сейчас вокзал обслуживает примерно 30 тыс. человек в день). Вагоны были довольно комфортабельными, но из за переполненности пассажиры часто жаловались на давку. Прямо, как сейчас на некоторых направлениях😀
Коронованные особы тоже ездили по этой дороге, например Александр II в 1876 году отбыл с Финляндского вокзала для официального визита в Хельсинки. А его сын, император Александр III ездил в Финляндию дважды, посещая военный лагерь в Лаппеенранте.
Для августейших особ были построены специальные роскошные вагоны, в которых они могли с комфортом передвигаться не расставаясь с многочисленной свитой. В составе были отдельные вагоны для императора и императрицы, салон-вагон, вагон-ресторан, вагон-кухня и вагон-обогреватель.
Вечером 3 апреля 1917 года толпа солдат и матросов Балтийского флота встречала на пероне Финляндского вокзала Владимира Ленина, вернувшегося из длительной иммиграции в Россию. Ленин до конца не понимавший, что его ждёт по прибытии и опасавшийся ареста в любую минуту был крайне удивлён такой массовой встрече. Рядом с вокзалом, забравшись на автомобиль, а затем броневик он толкнул свою знаменитую речь. Содержание его пламенного выступления не сохранилось, известна только последняя фраза, -" Да здравствует социалистическая революция!».
Буквально за несколько недель до этого события, будучи в Швейцарии Ленин не верил в возможность революциии в России. В одной из своих речей он говорил, что старые большевики вряд ли доживут до этого. Как быстро иногда меняется ход истории...
В 1924 году площадь Финляндского вокзала была переименована в площадь Ленина, а в ноябре 1926 года был установлен знаменитый памятник.
Во время войны памятник сохранили построив вокруг него деревянную конструкцию наполненную песком. В 1945 году переставили ближе к Неве, где он находится до сих пор.
Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственным действующим в городе. Отсюда начиналась "Дорога жизни" и сюда в феврале 1943 года пришёл первый состав продовольствия с Большой земли.
В 50-х годах вокзал был перестроен, появилось современное здание со шпилем и часами. В левом крыле находится станция метро "Площадь Ленина".
От старого дореволюционного здания остался лишь резолит встроенный в торцевую часть современной постройки. На нём закреплена памятная табличка о прибытии Ленина в Петроград.
В сентябре 2005 года на площади Ленина появился первый в городе комплекс "поющих" фонтанов с подсветкой и музыкальным сопровождением.
Сейчас площадь Ленина это один из городских гайд-парков - пространств предназначенных для проведения митингов и других акций. Я пару раз становился свидетелем подобных политических действ на площади, и мне показалось, что полиции и прочих спецслужб было гораздо больше чем самих участников. Мельчают революционеры.
Повреждённого в 2009 году Ленина восстановили буквально за год и водрузили на прежнее место. Ничто уже не напоминает об акте вандализма, только видео-камер на площади стало побольше, да таксисты у вокзала иногда травят байки пассажирам, что видели в ту памятную ночь перед взрывом двух странных девушек в красных косынках у памятника, но полиции рассказывать про них не стали.
🔶 Спасибо, что прочитали до конца. Будет здорово, если вы подпишитесь на мой канал или поставите лайк. Благодарю за внимание!😀
Приходите на мои экскурсии по Санкт-Петербургу: https://trofimegorov.ru/moi-ekskursii/