Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан указанных согласно статьей 207.1 Уголовного кодекса РФ и статье 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность по статьей 207.1 УК РФ наступает в случаях, публичного распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе о распространении вируса, о принимаемых приемах и способах защиты от вируса, и такое распространение представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности должны быть доказаны обстоятельства:
- публичного распространения информации (например, через Интернет, телевидение, на митингах, собраниях, распространение листовок, плакатов и т.д.);
- преподнесение информации в качестве достоверной (должна быть произведена психолого-лингвистическая экспертиза);
- лицо распространяющее информации должно осознавать ее ложность;
- информация должна касаться обстоятельств представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;
- деяние должно представлять реальную общественную опасность и причинять вред охраняемым отношениям.
Административная ответственность за деяния, предусмотренные частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ, установлена только для юридических лиц. Граждане, в том числе должностные лица, руководители юридического лица, при наличии в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 207.1 или 207.2 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Административная ответственность по статье 20.6.1 КОАП РФ наступает при невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
А также Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. №108-ПГ.
Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ), принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или индивидуального предпринимателя, юридического лица, выразившиеся в нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа и др.
Лицу, совершившему указанное правонарушение может быть назначено наказание в виде предупреждения в зависимости от обстоятельств конкретного дела.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
К ответственности по указанной статье могут быть привлечены лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.