Найти тему

Что такое коммерческая тайна и как её защитить?

Каждый предприниматель на законодательном уровне имеет право на сокрытие информации о своём бизнесе. Для определения этого права используется понятие коммерческой тайны. Какую информацию можно засекречивать и как защитить ком.тайну своей компании? Расскажем.

Что такое коммерческая тайна?

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальной информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ).

Другими словами, ком.тайна - это секретные сведения о деятельности компании, обладающие коммерческой ценностью. Основная её цель - защита экономических интересов фирмы от недобросовестной конкуренции.

Какую информацию можно засекречивать?

Конечно, предприниматель не имеет права объявить коммерческой тайной размер заработной планы сотрудников или сведения, содержащиеся в учредительных документах. Но сохранить в секрете такие данные, как например, способы увеличения прибыли или фирменный рецепт продукции – вполне.

Итак, можно выделить две категории данных, которые можно засекречивать:

  1. Научно-технические данные: планы, чертежи, рецептура, способы
    разработки производственных материалов, информация о
    программном обеспечении;
  2. Деловые сведения: бухгалтерские документы, финансовая отчетность,
    сведения о клиентах, поставщиках, переписка, сведения о прибыли и
    объемах реализуемой продукции.

Руководитель компании сам принимает решение какую информацию засекречивать, а какую нет.

Категории коммерческой тайны

Выделяют несколько категорий секретных сведений.

  1. Данные наивысшей степени секретности – основные сведения о
    коммерческой деятельности компании. Разглашение такой
    информации может привести к убыткам предприятия.
  2. Строго конфиденциальная информация – планы, стратегии
    компании, сведения о перспективах развития.
  3. Конфиденциальная информация – внутренняя информация
    компании, разглашение которой может привести к убыткам, но не
    таким значительным, как в первой категории.
  4. Сведения ограниченного доступа – информация о структуре
    управления производством, содержание должностных инструкций и
    т.п.
  5. Открытая информация – сведения, разглашение которых не опасно
    для коммерческой деятельности фирмы.

Как защитить коммерческую тайну?

Чтобы обеспечить секретность той или иной информации, на предприятии должен действовать режим ком. тайны.

Этот режим предполагает выполнение следующих мер:

  1. Грифы «секретно»/ «коммерческая тайна» на документах,
    содержащих конфиденциальную информацию;
  2. Подписание с сотрудниками договора о неразглашении
    информации;
  3. Введение в действие Положения о коммерческой тайне;
  4. Пункт в трудовом договоре об ответственности за разглашение
    коммерческой тайны;
  5. Обозначение круга лиц, имеющих доступ к конфиденциальной
    информации;
  6. Разработка внутренних мер для обеспечения сокрытия секретной
    информации.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Разглашением коммерческой тайны будет считаться передача работником засекреченных сведений третьим лицам.

В зависимости от категории засекреченной информации различают следующие виды ответственности:
  1. Дисциплинарная – выговор, увольнение, замечание;
  2. Материальная – сотрудник обязан возместить убытки, нанесенные
    предприятию в результате разглашения;
  3. Административная – штраф до 5 000 р.;
  4. Уголовная – штраф до 200 000 р., принудительные работы, лишение
    свободы до 7 лет.

Остались вопросы? Задайте их нам!