Меня, как среднестатистического россиянина с уровнем достатка, попадающего в категорию среднего класса, с начала апреля особенно волнует снижение уровня дохода семьи. Бизнес в большинстве своем остановился, цены на нефть не стабильны, появляется информация, что средства ФНБ тают.
Первое, что приходит на ум в такой ситуации, аккумулировать средства семьи, начать экономить и ждать восстановление экономической ситуации или ее стабилизации.
И вот, в тему изменения моего семейного бюджета, 23 апреля опубликовано исследование BCG и “Ромир”: «Новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз».
Основные выводы опроса:
1. Потребители всех возрастных групп планируют сократить траты на 11-15%. При том, респонденты возрастной группы 26-45 лет планируют сократить траты больше других, до уровня 16-20%.
2. Ожидается спад во всей категории “Продукты” порядка 22%. При этом в подкатегории «алкоголь» до 38%. При этом 23% из желающих меньше тратить на алкоголь уже сделали запасы.
3. В категории “Одежда и обувь” ожидается спад во всех сегментах порядка 20%, за исключением детской одежды.
4. В категории “Товары длительного пользования” наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники. У многих нет возможности крупных покупок, да и процент ожидаемого роста цен доходит до 33% (легковые и иные автомобили).
5. В сфере путешествий ожидаемо отмечается сильное падение. О планировании отпуска в такой ситуации мало кто думает, да и границы закрыты. И сохраняется риск заболеть.
6. Согласно исследованию, больше всего пострадает сфера досуга. Наихудшие перспективы у торговых центров(47%) и заведений уличной торговли(40%) . Также сильно пострадают услуги для отдыха и развлечений: кинотеатры, рестораны(34%), салоны красоты, тематические парки и концертные залы (36%.)
Стоит отметить спад выдаваемых кредитов банками.
Про покупку недвижимости респондентов не спрашивали. Но, думаю, что за «живые» деньги покупать квартиры сейчас не целесообразно, а брать ипотечный кредит рискованно.
Согласитесь, настроения определены верно: экономия на всем, кроме жизненно важных трат. И при этом указано на уменьшение денежной массы у населения.
При этом #Сбербанк приводит свою статистику оценки потребительской активности россиян по данным на первую половину марта, когда дела были куда лучше и народ активно скупал гречку, туалетную бумагу и бытовую технику.
Тогда же, при сравнении с периодом января-февраля, был высокий спрос ж/д билеты (67%),отмечен рост трат на бытовую технику(21%), на продукты роста практически не было. А вот на рестораны и кафе спрос уже снизился почти на 4%, на салоны красоты на 3%. Турагентства показали -44%, что в целом вполне прогнозируемо – ряд государств уже и часть мероприятий были отменены.
Результаты прогнозов мы сможем оценить спустя пару - тройку месяцев, а сейчас можем только установить точки отсчёта.
А откуда мы возьмём деньги, которые планируется потратить, расскажу в следующей статье.