Найти в Дзене
Театр. Изнутри

Зачем актёров обучают экстрасенсорному восприятию?

Мы бы, наверное, и сами до конца не верили в такие громкие заголовки, если бы однажды не столкнулись с тренингами экстрасенсорного восприятия в своих институтах. Да, вам не показалось - данные упражнения повсеместно используются во всех театральных ВУЗах страны и официально находятся в методичках по преподаванию актёрского мастерства. Так как мы показываем вам театр изнутри - мы не могли обойти стороной эту тему. Начнём с теории: Всё, о чем мы вам расскажем, можно легко найти в книге К.С. Станиславского "Работа актёра над собой". Как известно, Константин Сергеевич огромное внимание уделял существованию актёра на сцене. Те из вас, кто хотя бы раз был в театре, прекрасно знают, что артисты постоянно с чем-нибудь или кем-нибудь взаимодействуют. Таким образом Станиславский делил взаимодействия на несколько категорий: внутренние и внешние; с партнерами и со зрителями. Мы же хотим рассказать вам о внутренних взаимодействиях актёра с партнёрами на сцене. Одни из главных требований к артисту

Мы бы, наверное, и сами до конца не верили в такие громкие заголовки, если бы однажды не столкнулись с тренингами экстрасенсорного восприятия в своих институтах. Да, вам не показалось - данные упражнения повсеместно используются во всех театральных ВУЗах страны и официально находятся в методичках по преподаванию актёрского мастерства. Так как мы показываем вам театр изнутри - мы не могли обойти стороной эту тему.

Начнём с теории:

Всё, о чем мы вам расскажем, можно легко найти в книге К.С. Станиславского "Работа актёра над собой". Как известно, Константин Сергеевич огромное внимание уделял существованию актёра на сцене. Те из вас, кто хотя бы раз был в театре, прекрасно знают, что артисты постоянно с чем-нибудь или кем-нибудь взаимодействуют. Таким образом Станиславский делил взаимодействия на несколько категорий: внутренние и внешние; с партнерами и со зрителями. Мы же хотим рассказать вам о внутренних взаимодействиях актёра с партнёрами на сцене.

Одни из главных требований к артисту на сцене - постоянная включённость и невероятная чуткость по отношению к партнёрам во время действия. Для развития этих качеств Станиславский буквально прибегал к техникам экстрасенсорного восприятия, а при описании характера "внутреннего" общения пользовался такими обозначениями, как "ток", "лучи", "волны" и "вибрация". "Внутреннее" общение заключалось в передаче энергии, а сам процесс её приёма и передачи обозначался Станиславским терминами "лучеиспускание и лучевосприятие", "излучение" и "влучение". Всё это было нужно для того, чтобы обучить актёра новой на тот момент технике - не декларировать заученный текст на сцене, а буквально "проживать" судьбу своего персонажа.

Теперь к практике :)

Конечно, существует огромное множество разных упражнений и тренингов для развития у актёра всего на свете, и о них мы обязательно поговорим позже. Сегодня же мы поговорим о так называемом "сломанном телефоне" ("испорченный телефон", "глухой телефон"). Правила те же, что и в знаменитой детской игре, только с небольшим, но очень важным, новым правилом - ни в коем случае нельзя описывать слово, которое вы передаёте соседу. Никак. Ничем. Кроме "излучения" и "влучения", конечно :)

Предвидя ваш немой вопрос, опишем то, что в результате должно из этого получиться и как это используется.

Данное упражнение применяется в основном на первых курсах обучения, когда будущих артистов только набрали и сплоченного коллектива ещё не образовалось. Конечно, параллельно им объясняют вышеописанную теорию и для чего это нужно на сцене, но первыми партнёрами актёра являются его сокурсники - так что, во-первых, данный тренинг помогает дать первые азы в профессии, а во-вторых, сплотить коллектив и настроить их на одну волну.

Итак. Курс часто достигает 35 человек. Все выстраиваются в ряд, держась за руки. Для упрощения задачи, конечно, круг загадываемых слов ограничивают темой "Цвета". Любая речь запрещена, всё происходит в полной тишине. Пытаться манипуляций пальцев или положением ладони передать цвет - запрещено (ну и, честно говоря, даже бессмысленно). Всё что можно и нужно делать - настроиться на одну волну с партнерами, стоящими рядом, попытаться почувствовать, что тебе передаёт один сосед с помощью "влучения", а затем "излучить" это же слово в другого соседа путём своих энергетических сенсоров. Преподаватель озвучивает слово "первому" студенту, после чего все спокойно стоят, передавая друг другу информацию, пока "последний" не почувствует, что его сосед ему что-то транслировал, и не озвучит загаданное слово в слух. Все вскрываются, какой цвет они "услышали" и пытались "излучить", после чего преподаватель озвучивает свою версию.

И, конечно же, первые несколько раз выполнение этого упражнения чем-то походит на полный и тотальный сюрреализм. Все называют разные цвета. Или "последний" студент может озвучить слово, пока какой-нибудь бедолага в середине ещё думает, что пытается кому-то что-то "излучить".

Но всё это кажется смешным только до того момента, пока наконец это упражнение не начинает получаться. Его периодически продолжают повторять во время обучения, в результате чего наконец происходит желанное - когда преподаватель и вся цепочка студентов "слышат" и передают одно и то же слово без каких-либо помех путём только лишь транслирования энергий.

Мы понимаем, что в это сложно поверить, но здесь не будет громких фраз "не повторяйте это дома - это опасно". Пожалуйста, вы можете проверить действие данного упражнения на себе, но помните, что результат придёт не сразу. Читайте книги, развивайте себя - и всё получится :)

Подпишитесь на наш канал и ставьте лайк, если вам понравился наш материал, а также пишите в комментариях самые невероятные тонкости вашей профессии!

Искренне ваш, Театр. Изнутри