Найти в Дзене
Киноамнезия

"Зулейха открывает глаза" рассказал полуправду о 1940-х годах СССР

Оглавление

Подобные сериалы и фильмы создают опасный прецедент на территории России и СНГ

Плачущие домохозяйки, возмущенные пенсионеры и проклинающие коммунизм двадцатилетние, которые никогда не жили во времена СССР. Такова ядерная аудитория нашумевшего сериала "Зулейха открывает глаза", снятого по роману татарской писательницы Гузель Яхиной о раскулачивании 30-х годов XX века. "Кимноамнезия" попытается объяснить, почему в сериале отражена полуправда, и чем опасны подобные произведения искусства для людей, строящих капитализм на развалинах Советского Союза.

В России решили бороться со своим прошлым, убирая все хорошее и оставляя все самое плохое
В России решили бороться со своим прошлым, убирая все хорошее и оставляя все самое плохое

Страшные времена

Большинство пользователей YouTube, посмотревшие сериал, считают его очень правдивым. Мол, тогда времена были страшные, а страну населяли одни сволочи, доносившие на соседей ради новой квартиры или просто из-за зависти.

Молодежь с ужасом воспринимает факты из "Зулейха открывает глаза". Как же так, за частушку могли расстрелять или отправить на Колыму в трудовой лагерь?

Кадры из фильма "Зулейха открывает глаза"
Кадры из фильма "Зулейха открывает глаза"

"Киноамнезия" не спорит - 1930-ые годы были страшными для многих людей, но почему-то никто не объясняет, а почему зло стало злом. Кто-то сейчас скажет, что на данной площадке оправдывается "сталинизм", но этот вывод ошибочный.

А все могло бы быть иначе

Бабушка автора "Киноамнезии" (именно БАБУШКА) родилась в 1916 году в Казахстане. В многодетной украинской семье она была старшим ребенком. Времена были тяжелые, вспоминала она.

"Мама рассказывала, что много людей в буквальном смысле на селе были в рабстве у богатых. Люди хотели перемен и в казахскую степь пришла революция", - вспоминала бабушка автора "Киноамнезии".

Кто-то скажет, что женщина родилась в семье завистливых лентяев, но это не так. Семья была очень работающая, да вот только развернуться ей не давали помещики.

Коммунизм заложил фундамент для бесплатного образования и медицины, но об этом все забыли
Коммунизм заложил фундамент для бесплатного образования и медицины, но об этом все забыли

Основная заслуга коммунизма, считает бабушка, - доступ к бесплатному образованию и медицине. Про этот факт почему-то все забыли. Сегодняшний двадцатилетние поклонники айфона вовсю ругают коммунистов, да вот только где бы они сейчас были, если бы не коммунистическая революция? Кто-то, наверное, до сих пор садил редьку на грядке или пас скот.

Но "Зулейха открывает глаза" об этом не говорит, ни слова. Например, не упоминает о том, что десятки тысяч людей узнали что такое санитарные нормы, что люди получили доступ к образованию. Сегодняшний прогресс был заложен тогда, но об этом почему-то все забыли. Видать, тема не хайповая.

В рекламе сериала очень эксплуатировался образ Мадонны с младенцем, а как отреагировали мусульмане на это?
В рекламе сериала очень эксплуатировался образ Мадонны с младенцем, а как отреагировали мусульмане на это?

Другой вопрос - какой ценой достигались успехи. Хейтерам "Киноамнезия" ответит, что история не имеет сослагательного наклонения. Есть "а" и "б". Почему-то про "а" все говорят, а про "б" все забыли .

Сволочи Советского Союза

Бабушка вспоминала, как в казахскую степь пришла коллективизация. У казахов забрали скот, люди просто умирали в степи с голоду. Такого автору "Зулейхи" и в кошмарном сне не снилось.

"Иду по степи, а она сидит и пухнет с голоду, а по ней воши бегают. Ей пальцем покажешь, вот тут корень выкопай, почисти его да поешь. Так вот и жили рука об руку с киргизами (до 1923 года казахов называли киргизами)", - вспоминала бабушка.

Она понимала, что большую страну надо кормить и лучше, говорила она, увести скот в совхоз, чем на усадьбу помещику. На момент событий в сериале у бабушки автора "Киноамнезии" уже было двое детей.

Все жители СССР, по мнению молодежи, были завистливыми сволочами и стукачами
Все жители СССР, по мнению молодежи, были завистливыми сволочами и стукачами

"Времена были сложные. Много было бандитизма и прочего. Хотели страну развалить, от того власти и перегибали порой палку. У страха глаза-то велики. Да, страдали невинные, да сотни людей эти жернова перемололи, но иначе как, особенно в войну?", - вспоминала женщина.

За годы Великой Отечественной войны она спасла от голодной смерти цыган, ингушей, казахов. То есть, не все люди были сволочами в СССР в то время, но "Зулейха" про это не говорит. Вот есть несчастные татары, загнанные на Ангару, плохие русские-коммуняки и все.

"Мы войну прошли и людьми остались, чего уж там только не натерпелись. Помогали все друг другу", - вспоминала пожилая женщина, которая скончалась в 2000 году на 84-м году жизни.

Опасный прецедент

"Киноамнезия" не спорит, что история сталинских репрессий должна предаваться огласке, но без художественного гротеска. Почему?

А теперь представим фильм, где главной героиней выступает чеченка, которая бежала в Ингушетию, гонимая российскими солдатами. Она недоедала, страдала, мучилась. Дом сожгли, свободу и веру отобрали, переломали судьбу. Ах, этот кровавый ельцинский режим!

Кадр из фильма "Зулейха открывает глаза"
Кадр из фильма "Зулейха открывает глаза"

Как вы думаете, какова будет реакция россиян на такую "Зулейху"? Или, например, в Казахстане выйдет фильм об узурпаторах русских, которые два века угнетали вольных детей степи, поработили, морили голодом. Сволочи, не иначе. И время страшное, и вообще расстреливать таких надо.

Или снимут фильм крымские татары о "Зулейхе", которая бежала с полуострова от кровавого путинского режима, была объявлена экстремистской, лишилась свободы.

Это опасный ящик Пандоры, который может привести к негодованию миллиона людей и внести смуты в сознание. Замалчивать? Нет. Показывать, как черную, так и белую сторону того времени. А то у нас слишком много перегибов, слишком много контрастов. В СССР не все было плохо, как и при царской России не все было хорошо. Ну а пока мы тут с вами философствуем, очередная "Зулейха" уже открывает глаза. Приятного всем просмотра! И до встречи на "Киноамнезии", дальше будет веселее - будьте уверены.