Найти в Дзене
Читалочка

Детская писательница из конца XIX века, которую ненавидела Н. Крупская

Оглавление

Хрупкая, доверчивая, простодушная, возвышенная, но гордая женщина. Детская писательница, актриса. По популярности она оставила далеко позади М. Твена и И. Тургенева, идя наравне с А. Пушкиным.

Её книги запретили, а против неё объявили целую войну. С. Маршак и К. Чуковский были к ней "жестоки". Н. Крупская считала, что она "плоха" и вредна для советских детей. Некоторые говорят о более глубокой неприязни , но трудно поверить, что здесь виной только одно "дворянское происхождение".

Её умудрились обидеть и в XXI веке "Ленинградское издательство" (бывший "Лениздат") "украло" её роман... Но давайте обо всём по порядку...

Лидия Чарская (псевдоним) (1875-1937гг)

урождённая Воронова, в первом браке Чурилова, по третьему (последнему) Иванова

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Удивительное сочетание красоты, ума и благородства и судьба полная лишений.

Лидия Воронова потеряла мать при рождении, её воспитывали тётушки, мамины сёстры. Отец (поручик) женился вторично на родственнице и во втором браке имел ещё четверых детей. Обучалась она в Павловском институте благородных девиц (ныне Гимназия 209).

Лидочка начала писать стихи в 10 лет, а в институте благородных девиц вела дневник, на основе которого и написала позже своё первое произведение.

В 1894г Лидия Алексеевна выходит замуж, а в 1897г она поступает на театрально-драматические курсы. В 1896г у неё родится сын Георгий. О сыне во многих источниках-обзорах в интернете написано, что он погиб в гражданскую войну. Но по другим сведениям - он жил на Дальнем Востоке, был женат, но скорее всего бездетен, а умер за четыре месяца до смерти матери.

С 1900 года её жизнь связана с работой в театрах под псевдонимом Чарская (чарующая). В 1901 г развод...

После развода с первым мужем Лидия Остаётся одна с ребёнком, практически без средств к существованию. Причина развода неизвестна, но в решении суда по отношению к ней стоит , что осуждена на "всегдашнее безбрачие", а со стороны церкви наложена епитимия на 7лет. Термин"всегдашнее безбрачие" весьма обтекаем, за ним может крыться причина развода, как то измена, двоеженство или невозможность быть супругом. Можно только строить предположения, почему муж оставил её. Но так или иначе, это был толчок...

Тогда она и начинает публиковаться, стремясь заработать денег на жизнь.

Все её книги можно разделить на три группы по жанрам.

1. СКАЗКИ

Добрые, волшебные, исторические. Для малышей, для девочек и мальчиков. Сейчас их часто можно встретить на прилавках книжных, как по отдельности, так и в сборниках классиков детской литературы.

2. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОВЕСТИ

1901г "Записки институтки"//"Павловские затворницы"(название изменено в 1990-е)

Повесть основана на её дневниках, которые она вела с 15 лет.

Эта книга, как и многие другие, рассказывают читателю о жизни учениц закрытых школ-пансионатов. А вот "Лизочкино счастье" о маленькой девочке, которая становится актрисой детского театра, чтобы прокормить себя и больную мать.

"Княжна Джаваха"

-7

История маленькой грузинской княжны чем-то напоминает судьбу самой Лидии Чарской. Девочка рано теряет мать, а отец хочет жениться. Малышка растёт, как мальчишка и очень отличается от своего изнеженного кузена, который приедет к ней в гости. Крепкую дружбу прервёт только смерть. Сильные эмоции, душевные переживания на фоне пейзажей Грузии. Поездка в Петербург в школу, трудности адаптации. Преодоление, новая дружба.

В "Записках институтки" есть эпизод, где умирает от унаследованной от матери болезни грузинская девочка Нина-это она княжна Джаваха.

Но есть в творчестве Лидии Чарской и удивительно непохожие на её сентиментальные девичьи рассказы повести.

3. Повести об истории России, историко-биографического жанра.

"Паж цесаревны", "Грозная дружина", "Смелая жизнь", "Газават", "Так велела царица", «Желанный царь», «Царский гнев» .

Эти книги можно смело назвать одними из лучших в своём жанре.

Первое издание. "Так велела царица".  Художник Бальдингер
Первое издание. "Так велела царица". Художник Бальдингер

Кстати, "Смелая жизнь" (1905г)- это книга о Надежде Дуровой-первой женщине офицере. Про сюжет остальных книг писать долго, но поверьте на слово они очень интересны, как для подростка, так и для более старшего поколения.

В 1911 году среди школьников среднего возраста был проведён опрос (это в царской России! Такое даже сейчас не часто делается) на тему: "кого из писателей они читают чаще ".

Победил Гоголь (34%), второе место поделили Пушкин (23%) и Чарская(21%), Марк Твен твёрдо занял третье место со своими 18%, замыкал список популярности Тургенев- 12%. Правда петербуржские девочки гимназистки по опросам библиотек и учителей практически единогласно называли любимой книгой произведение Чарской.

Заметьте, она единственная женщина в списке! Причём рядом с какими именами она встала в один ряд!

Успех? Не то слово! Более 100 произведений, 200 стихотворений. Её книги стали переводить на иностранные языки, была премия её имени, о ней писали, ею восхищались.

Её излюбленный жанр - приключенческие повести.

Потом была революция и опала...

"Бульварная литература", "мещанство" - звучал приговор...

В школах устраивались "показательные суды" над Чарской.

Ещё до революции в 1912 г. К.И. Чуковский написал статью, в которой высмеивал "экзальтированных" героев Чарской, дальше было хуже... В травлю включились Маршак и Крупская.

Отчасти Чуковский был прав, ибо концентрация чувств и их выражений в её работах иногда зашкаливает.

Но Корней Иванович был местами жесток:

К.И, Чуковский
К.И, Чуковский

Но, как ни странно, именно Корней Иванович выхлопотал для Лидии Алексеевны пенсию, когда она практически голодала, уйдя в 1924г из театра.

Зато С.Я. Маршак, якобы однажды попытался предложить ей заработок- написать рассказ в журнал. Она написала. Он был возмущён, что в ней "сквозит " прежняя Чарская, что она не смогла написать рассказ близкий новому быту.

Лидия Алексеевна ушла из редакции, на вопрос: почему- она тихо, но горько с кокетливой улыбкой отвечала:" Маршак говорит, что я сквожу! "

Он же:

-11

Впрочем, Самуил Яковлевич был, как говорится, сам хорош. На самом деле его знаменитые детские пьесы (напр."Кошкин дом") были написаны "в соавторстве", только "соавтор выпал" при переизданиях. Кстати, тоже женщина. (Ссылочка на статью о ней и её истории в конце статьи).

Да, дети читали её подпольно! В рукописях! Её книги изъяли из библиотек. Девочки из соседней школы тайно приходили к ней, помогали, убирались, иногда прятали под скатертью для неё деньги. Она им давала рукописи, книг у неё не было...

Н. Крупская на совещании библиотечных работников в 1933г. сказала:

-12

Презрения выработать не удалось.

Лидия Чарская умерла в 1937г. Одни говорят, что её не стало в Адлере, другие-в Ленинграде. Денег у неё не было, здоровье было плохо, поэтому более правдоподобной кажется версия упокоения на Смоленском кладбище в Ленинграде (помогли с похоронами две соседки). Так ли это или нет, но на могиле (кенотафе?) стоит одинокий, скромный крест. Её памятник-это память её читателей, которых она не потеряла несмотря ни на что.

В 2003 г была экранизация её романа "Сибирочка". Владимир Грамматиков снял сериал с Аллой Югановой в главной роли. По отзывам телезрителей, фильм получился хороший и интересный.

кадры из фильма "Сибирочка" 2003г
кадры из фильма "Сибирочка" 2003г

В 90-е года прошлого века её книги переиздали, начали выпускать полные собрания сочинений. Всё бы хорошо. Но ...

В 2011г. "Ленинградское издательство" бывший "Лениздат" выпустил роман Л.Чарской "Грозная дружина" под названием "Поход Ермака" и под авторством Василия Яна! 7050 экземпляров!

Что это было? В чём смысл плагиата-фальсификации? Нажива?

Ясно одно, что она была не просто хороша, а великолепна! Под стать В.Г. Яну - признанному гению исторического романа, раз издательство не побоялось пойти на обман.

Спасибо, что дочитали статью до конца (большая получилась).

Поделитесь в комментариях, читали ли вы Л. Чарскую? Видели фильм? Очень интересно узнать-удалось ли её антагонистам победить, или любовь к её книгам всё ещё жива и процветает?

Обещанная ссылка:

Черубина де Габриак. Самая большая мистификация серебряного века

Если понравилась публикация -не забудьте поставить "лайк".

Заходите на канал-здесь, как всегда что-то новое, что-то подзабытое старое, но неизменно подобранное с желанием порадовать вас-дорогих читателей.

До новых встреч!