Ты где?
Еще одна игра для возвращения ребенка из «переживательного» прошлого в настоящее и фиксации в нем. Ребенку задается без предупреждения вопрос: «Ты где?» Ответ начинается словами: «Я здесь!» Потом ребенок описывает свое местоположение, упоминая место, аромат, вкус, звук, тактильные ощущения. Например: «Я в кухне, стою у окна, смотрю на улицу, вдыхаю запах дождя, прохладно и сыро».
Простые праздники
Ребенок в стрессе не верит в то, что впереди возможны, радость, счастье, спокойствие. Помочь ему увидеть радость можно, устроив маленький праздник по совершенно любому поводу: хорошая погода, выходной день, день без слез, день помощи маме, хорошая отметка. При хорошем уровне воображения повод для праздника не нужен, любое бытовое событие легко превращается в торжественное событие – застидание постели, взбивание подушки, катание на роликах или саках. Если повод для праздника ребенок нарисует или вылепит, то рисунок или поделка будут хорошим терапевтическим средством для него.
Гирлянда друзей
Застенчивые дети, дети после долгой госпитализации или болезни дома, а также пришедшие в новую группу или новый класс испытывают потребность в общении с другими детьми, но им трудно познакомиться, завести друзей или возобновить прежнюю дружбу. Им поможет практика создания гирлянды друзей. Из сложенной гармошкой бумаги нужно вырезать гирлянду – держащихся за руки человечков. Ребенок выбирает и раскрашивает себя на гирлянде, потом своих родных, близких, знакомых.
Танец краски
Нужны тарелка с водой и акварельные краски. Ребенок выбирает одну из красок, капает на нее водой и ждет, пока она пропитается. Потом капает каплю краски в тарелку и наблюдает за ее трансформацией. Потом ребенок сам или вместе со взрослым танцует танец капельки, воспроизводя движения краски в воде. Такое упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение, дать себе эмоциональную разрядку.
Рисование страха
На черной бумаге ребенок рисует восковыми мелками, пастелью, акрилом или гуашью свой страх. Как правило, дети боятся темноты. Это древний страх человека. дети куда чаще бывают подвержены этому страху вследствие повышенной восприимчивости, чрезмерной эмоциональной чувствительности, ранимости, впечатлительности и уязвимости.
Справиться с ним поможет рисование, когда из темноты черной бумаги проступает нечто пугающее. Ребенок может по окончании рисования превратить рисунок во что-то интересное, красивое, приятное для ребенка. Также можно закрасить страх, убрав его таким образом с листа, либо разорвать лист и смыть его водой, сжечь, развеять по ветру.
Игра в малыша
Подсознание ребенка стремиться туда, где было безопасно, спокойно, где все потребности удовлетворялись сразу, а счастье было абсолютным, - в возраст младенчества. Ребенок начинает коверкать слова, как в раннем детстве, проситься на руки, плакать, ползать. Это значит, что его энергия на исходе. Ребенку нужно дать возможность восполнить ресурсы, пойдя навстречу его «малышовым» желаниям. После игры в малыша нужно «вернуть» ребенка в его настоящий возраст, предложив какое-либо соответствующее занятие.