На дворе 1974 год, на улицах во всю раскатывали чехословацкие "вишневки", водители которых,как в 80х и 90х считали себя королями советских дорог. Действительно, "Jawa" и Cz" - это добротные дорожные мотоциклы,которые заслужили уважение и любовь огромного числа граждан, подкупив своей надежность,элегантностью и мягкостью. Но в первой половине 1970х годов(1973) появился мотоцикл , который предоставил более чем достойное соперничество, и который как минимум на десяток лет ставил точку ,в вопросе о лучшем мотоцикле Советского Союза.
Иж Планета Спорт - это дорожный мотоцикл среднего класса выпускаемый с 1973 по 1984 года.Были выпуски и поздних годов- но "Псами" их было уже крайне трудно назвать.
Хочется заметить ,что на базе данного двигателя были созданы версии для мотокросса и эндуро , "Иж -К15"(как одна из разновидностей) , и "Иж М-15" соответственно.
Первые года выпуска для "Пса" были наиболее удачными, использовался ряд зарубежных деталей: карбюратор «Микуни» АЕХ , звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 , задний фонарь и поворотники «Stanley» , замок зажигания PAL, комбинированные переключатели на руле от мотоцикла «Honda» CB350 , и соответствующие переключателям рычаги выжима сцепления и переднего тормоза, а также оптика и спидометр от мотоцикла "Panonia" Первые,экспортные ПСы оснащались раздельной системой. Так же в придачу ко всему , "японские" Ижи оснащались мягким креплением двигателя- резиновыми подушками, которые нехило смягчали вибрацию,что естественно не могло не радовать.
Но,увы , с каждым годом происходили какие то изменения, все шло по стопам удешевления модели.Японские комлектующие потихоньку менялись на советские аналоги. Самой сильной же потерей стало,смена карбюратора "Mikuni"на аналог в лице "К62м". Итогом стало потеря почти 4х лошадиных сил. Пиком же являлся 78-79 год - полный переход на советские запчасти.
Что сейчас ,что тогда наиболее цениться так называемый японец,которого достать за "дешево" почти нереально.А цены на достойный вариант с документами начинаются от 60 тысяч до 300+(за полностью реставрированный мотоцикл).
Что же говорить о ходовых характеристиках - ему небыло равных. По сути, Планета спорт- полуспортивный мотоцикл.Небыло у Чехов,как у главного противника, в 70х - начале 80х годов агрегата,который мог бы оказать достойное сопротивление. Лишь с появлением Ява 638-5, чехи смогли вплотную подойти к советскому спортбайку ,но,как показывает практика,даже у них обойти не получилось.
Вечная борьба 2х легенд : Явы 638 и Иж-ПС. Советский народ разделился на 2 лагеря, любители "иномарки", и любители "Спорта".Ожесточенные споры создали даже выражение "Спорта можно либо любить,либо не любить,третьего не дано"
Что же хочется сказать по этому поводу, Пёс- более верховой мотоцикл,ява же тоже любит "верха", но более низовые. Ява- комфорт(по советским меркам) и элегантность воплоти, Пес- полное отсутствие какого либо комфорта,компенсирующая вполне "злым" двиглом.
Что лучше? У каждого абсолютно свой взгляд и мнение по этому поводу.Ориентируемый на предпочтения. Что же насчет вечного спора, о скорости, я думаю победитель очевиден.
Иж Планета Спорт- это культовый мотоцикл , который смог стать первым и последним спортбайком СССР.