В жизни эти знаменитые художники укиё-э были хорошими друзьями и довольно часто сотрудничали. Триптихи, посвященные принцу Гэндзи, на мой взгляд - одни из самых лучших в ряду совместных работ Утагава Хиросигэ I (отвечал за пейзаж) и Тоёкуни III (главный по фигурам).
В японской гравюре и живописи для такого сотрудничества использовался специальный термин - гассаку, который означал как несколько рисунков разных мастеров, выполненных на одном листе, так и единую художественную композицию, выполненную в соавторстве.
Серия "Фурю (модный, современный) Гэндзи" была издана в 1853 году и посвящена на самом деле не принцу Гэндзи, а его литературному "двойнику" Мицуудзи из безумно популярного в конце эпохи Эдо романа Рютэя Танэхико "Лже-Мурасаки и деревенский Гэндзи" (издавался около 1829-1842 гг), довольно изобретательно пародирующий оригинальную "Повесть о Гэндзи".
Интересно привести здесь слова Рютэя Танэхико в предисловии к одному из 38 томов романа, которые показывают его замысел:
"Когда я начал писать "Деревенского Гэндзи", мой старинный друг сказал мне: "Тебе стоит выложиться по-полной, чтобы сохранить язык оригинала, да и историю не нужно менять. Тогда, вероятно, эта книга принесет кое-какую пользу молодежи, которая не читала "Гэндзи-моногатари". Но мой друг сказал иначе: "Измени сюжет. Добавь театральность пьес для кабуки и кукольного театра бунраку. Ведь, конечно же, не найдется никого, кто бы не читал "Гэндзи".
Как бы то ни было, в Японии середины XIX века "Деревенский Гэндзи" даже ненадолго превзошёл по популярности свой первоисточник...
Под конец - совместная работа уже Хиросигэ II и Тоёкуни III, изданная в 1859 году, после смерти Хиросигэ Первого.