Штурм Зимнего в ночь с 25 на 26 октября 1917 года сразу же породил множество мифов. Один из самых устойчивых: после взятия дворца «большевики все разграбили». Так ли это?
Ко времени Октябрьской революции значительная часть сокровищ из Зимнего дворца и императорского Эрмитажа была эвакуирована. Еще в июле 1914 года, после начала Первой мировой войны, из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца в Москву вывезли коронные драгоценности, коронационные регалии, родословные книги Романовых и важнейшие документы. Груз, упакованный в восемь сундуков, был принят на хранение в Оружейную палату Московского Кремля.
Летом 1915 года, после неудач рус-ской армии на фронте, руководство Эрмитажа возобновило упаковку ценностей. Предполагалось, что их будут вывозить на баржах. Однако к сентябрю ситуация на фронте стабилизировалась, и эти планы были заморожены.
Тем не менее в секретной переписке начальника управления внутренних водных путей и шоссейных дорог с помощником министра императорского двора говорилось, что «должны быть приняты меры своевременной предусмотрительности». Рекомендовалось приобрести две баржи грузоподъемностью до 80 тысяч пудов (на это выделялось 20 тыс. рублей), которые предполагалось использовать в навигацию весною следующего года, «если к тому встретится надобность».
К марту 1916 года две баржи уже стояли у Смольного монастыря. Однако ситуация на фронте во второй половине 1916 года внушала оптимизм, и вопрос об эвакуации сокровищ Эрмитажа и Зимнего дворца был снова отложен. При этом упакованные предметы так и оставались лежать в ящиках в залах дворца.
После Февральской революции и отречения Николая II судьбой ценностей, хранящихся в Зимнем дворце и Эрмитаже, озаботилось Временное правительство. Уже 17 марта 1917 года от чиновников бывшего министерства императорского двора потребовали немедленно сообщить «подробные и самые точные описи... ценного, художественного и иного имущества, составляющего личную собственность бывших Государынь императриц, детей быв. Императора и членов быв. Императорского Дома».
Кроме того, чиновники, ведавшие имуществом царской фамилии, составили «Ведомость драгоценным вещам, находящимся в кладовой бывшего Кабинета Его Императорского Величества». Итоговая стоимость этих предметов, от бриллиантов до «меховой рухляди», составила 1 484 068 руб. 47 коп. Вплоть до сентября 1917 года они хранились в кладовых Камерального отделения в здании Кабинета возле Аничкова дворца.
Однако политическая нестабильность в Петрограде нарастала, и еще 10 мая 1917 года начальник Петроградского дворцового управления генерал-лейтенант В. А. Комаров направил комиссару Временного правительства «над бывшим министерством императорского двора» Ф. А. Головину записку, в которой просил перевезти ценности из покоев Николая II на втором этаже Зимнего дворца в охраняемые кладовые Камеральной части. Добро было получено. Изымала драгоценности комиссия, в состав которой входил Карл Густавович Фаберже. Он составлял описания сокровищ, в том числе и десяти пасхальных яиц императорской серии, хранившихся в кабинете императрицы (ныне зал № 185 Государственного Эрмитажа).
Впрочем, ситуация в Петрограде менялась так быстро, что даже специально оборудованные хранилища Кабинета не гарантировали сохранности. После подавления корниловского мятежа в конце августа 1917 года руководство Кабинета потребовало от Временного правительства срочной эвакуации всех ценностей, хранимых в Камеральном отделении, Зимнем дворце и императорском Эрмитаже, из Петрограда в Москву. Началась экстренная подготовка.
Общее руководство было возложено на князя Сергея Владимировича Гагарина, исполнявшего обязанности начальника канцелярии бывшего министерства двора, и князя Ивана Дмитриевича Ратиева, помощника начальника дворцового управления. В ночь с 15 на 16 сентября 1917 года из Петрограда в Москву отправился железнодорожный состав, один из вагонов которого был наполнен императорскими сокровищами, в том числе из Брильянтовой кладовой. На следующую ночь «золотой поезд» прибыл в Москву, и ценности сдали на хранение в Оружейную палату.
Понятно, что эвакуация готовилась в обстановке строжайшей секретности, и все документы, связанные с ней, шли под грифом «секретно». Отвечал за операцию старший хранитель Эрмитажа статский советник Я. И. Смирнов. Видимо, это был «тестовый прогон», и специальный вагон не выделялся на фоне других. О его военной охране в документах не упоминается.
Второй эшелон с дворцовыми ценностями отправили из Петрограда в Москву в ночь с 6 на 7 октября 1917 года. В итоге 134 ящика направлялись в Оружейную палату, 56 - в Исторический музей.
Примечательно, что, согласно одному из архивных документов от 11 октября 1917 года, рассматривался вопрос об эвакуации сокровищ из Петрограда не в Москву, а на юг России - в портовые города или императорские резиденции близ моря: Ливадию, Массандру, Таганрог, Керчь, Феодосию. Вполне вероятно, что имелась в виду дальнейшая эвакуация ценностей за кордон.
16 октября бывшее Министерство двора распорядилось срочно эвакуировать в Москву еще два вагона с деталями убранства Зимнего дворца. Погрузку предметов, упакованных в ящики и складированных в помещениях близ Комендантского подъезда, планировалось завершить к 20 октября. Затем отправку груза перенесли на 26 октября, но она так и не состоялась. И когда в ночь с 25 на 26 октября восставшие ворвались в Зимний дворец, то в Комендантском подъезде они наткнулись как раз на те заколоченные ящики с дворцовым имуществом. Сведений о судьбе их содержимого до сих пор не обнаружено...
Сколько же всего успели вывезти из дворца до 25 октября 1917 года? В первом эшелоне - 36 ящиков, во втором - 190. В кладовых Оружейной палаты ценности пролежали до весны 1922 года. После этого началась их инвентаризация, а затем и распродажа, в ходе которой значительная часть коронных бриллиантов ушла за границу. Сохранились Большая императорская корона, скипетр, держава и примерно 10% коронных бриллиантов. Ныне они находятся в историческом зале Алмазного фонда Московского Кремля.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.