Найти тему
Исторические сражения

Средневековые замки из неожиданного материала

Первые рыцарские замки мало походили на то, что мы привыкли представлять по историческим романам. Конечно, встречались и развитые конструкции с подземными ходами, тайными галереями и всяческими секретными комнатами за пышными драпировками, но то единичные случаи, появившиеся благодаря щедрости или самодурству некоторых королей. Большинство же феодалов такой роскоши не могли позволить в принципе – дорого.

Собственно, часто упоминаемые мотт и бейли (насыпь с частоколом и сторожевой башней) в дерево-земляном варианте и были тем самым типовым жилищем феодала, его укрепленным лагерем. Причина такого распространения проста – экономия. И доступность ресурса. Будучи, по сути, рэкетиром, феодал торопился максимально спешно укрепиться на доминирующей позиции в округе, и потому пускал в ход то, что имелось под рукой – чаще всего как раз дерево и землю. И только потом уже, если на то находились средства, он мастерил (не сам, конечно) что-то более монументальное и долговечное.

Любопытно, что практика создания деревянных укреплений задержалась надолго и процветала даже в эпоху каменного гражданского строительства. При условии, что этот ресурс в округе оказывался более доступным, чем другие. Прекрасная иллюстрация – русские крепости. На севере в районе Ладоги, Пскова, Новгорода (где дармового камня – хоть на экспорт отправляй) предпочитали возводить стены из камня, принесенного сюда ледником с избытком. А вот Северо-Восточная и Южная Русь в фортификационных вопросах больше обходились деревом, поскольку каменоломни в тех краях организовать в нужном количестве не получалось. Правда, деревянным стенам научились придавать дополнительную прочность, сооружая как бы двойную опалубку, которую затем забивали смесью глины и хряща (крупных каменных обломков).

Реконструкция английского мотт и бейли. Замки этого типа могли иметь разный вид, но суть всегда одна - донжон на холме и защищенный дворик, который мог быть выстроен как вокруг основного холма, так и отдельно, как в данном случае. Художник: Sue Walker White
Реконструкция английского мотт и бейли. Замки этого типа могли иметь разный вид, но суть всегда одна - донжон на холме и защищенный дворик, который мог быть выстроен как вокруг основного холма, так и отдельно, как в данном случае. Художник: Sue Walker White

Европейцы в землях, так же бедноватых камушками, поступали очень схожим образом. Сохранились воспоминания современников (что в полной мере подтвердили и раскопки), как иные деревянные крепости для укрепления, придания им большей огнестойкости и вящего престижа обмазывали смесью глины и извести, что придавало им вид каменных. Дополнительно могли еще и нарисовать кирпичи по такой штукатурке, что и вовсе сбивало с толка стороннего наблюдателя.

По мере развития экономики и технологий, стали массово применять искусственный строительный камень – кирпич. Правда, вначале не особо охотно – дорого. Конечно, знали его еще со времен античности, но массово производили в недостаточных для военной фортификации количествах. Хотя на территории Северо-Германской низменности, славной огромными залежами глины, такая практика стала популярной уже в XIII столетии. Камня там имелось мало, но вот глины – хоть отбавляй. Так что вскоре наработали и особый художественный стиль, теперь известный как "кирпичная готика".

Прусские орденские замки почти сплошь и полностью (исключения, конечно, имеются) сделаны по единому плану (с небольшими изменениями) именно из красного керамического кирпича. А замок Мариенбург, начатый в 1274 году, и вовсе считается самым большим кирпичным замком Средневековья в мире. При этом укрепления возводились никак не для красоты, и многие стены испытывали неоднократные осады. С переменным успехом, конечно.

Интересен опыт Британии. Практику постройки замков туда завезли французы – для контроля над побежденной стороной в 1066 году. И хотя в Англии и сохранились самые величественные и красивые образцы такой архитектуры, технологии там немного запаздывали. Вот и кирпичные замки никто долго не решался строить – слишком дорого. Даже когда много позднее, в 1514 году, для фаворита Генриха VIII затеяли постройку Хэмптон-Корта, выбрали в качестве строительного материала именно кирпич. Потому что по тем временам очень престижно из-за высокой цены.

Но британским первенцем в кирпичной готике стал не этот замок, а тот, который построил казначей Генриха VI. Чиновник буквально настриг свое состояние, обрезая края монет (за что нещадно карали), и потому мог позволить потратить огромное состояние на кирпичный дом. Между прочим, начатый в 1441 году, замок Херстмонсо (а речь именно о нем) изначально планировался именно как дом, а не укрепление. Возможно, это и спасло его стены от разрушения. Во время всех передряг, выпавших на долю страны, замок не расценивали как надежный опорный пункт, и потому в нем не прятались гарнизоны, и по нему не палили пушки Кромвеля или очередных религиозных фанатиков.

В XVIII века из-за нехватки средств владельцы забросили замок, и он обветшал. Остались только сторожка, внешние стены и большая часть въездных ворот. Но и тут англичане оказались на высоте. Они не растащили руины на строительный камень, а высадили вокруг побольше плюща – для живописности. И предпочли организовывать у облагороженных таким образом стен чаепития. Вплоть до XIX столетия, когда Херстмонсо решили подвергнуть реставрации. Что и выполнили через несколько лет. Правда, замок немного изменили, и взамен прежних 4 внутренних двориков оставили один. Тем не менее, на сегодняшний день это самое старое кирпичное здание такого типа в Англии и наименее видоизмененное – в мире.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться