Найти в Дзене
Per aspera ad astra

Водонапорные башни Волгограда.

Водонапорная башня — простейшее сооружение в системе водоснабжения для регулирования напора и расхода воды. Они используются очень давно. Немало их и в наши дни. Например в редкой деревне не увидишь водонапорную башню. Но в данной статье речь пойдёт о тех водонапорных башнях, которые когда-то использовали на железных дорогах в те времена, когда там правили бал паровозы. Все знают, что паровозу для движения нужен не только уголь, но и вода. Огонь в топке нагревает воду до температуры кипения, полученный пар, в свою очередь, толкает поршни, которые передают усилие на валы, которые вращают колёса. Таков принцип устройства паровоза (это если вкратце и в общих чертах). Не совсем верно с технической точки зрения, но суть передаёт. В процессе работы, вода испарялась (ничего не поделаешь, жидкость всё-таки, да ещё и нагретая до состояния кипения). Нужно было восполнять её запасы. Как это происходило? В старину вдоль железных дорог на станциях обязательно были водонапорные башни. Оттуда и брали

Водонапорная башня — простейшее сооружение в системе водоснабжения для регулирования напора и расхода воды. Они используются очень давно. Немало их и в наши дни. Например в редкой деревне не увидишь водонапорную башню. Но в данной статье речь пойдёт о тех водонапорных башнях, которые когда-то использовали на железных дорогах в те времена, когда там правили бал паровозы.

Все знают, что паровозу для движения нужен не только уголь, но и вода. Огонь в топке нагревает воду до температуры кипения, полученный пар, в свою очередь, толкает поршни, которые передают усилие на валы, которые вращают колёса. Таков принцип устройства паровоза (это если вкратце и в общих чертах). Не совсем верно с технической точки зрения, но суть передаёт. В процессе работы, вода испарялась (ничего не поделаешь, жидкость всё-таки, да ещё и нагретая до состояния кипения). Нужно было восполнять её запасы. Как это происходило?

В старину вдоль железных дорог на станциях обязательно были водонапорные башни. Оттуда и брали воду. Можно сказать, что эти башни поили паровозы.

В Волгограде сохранилось несколько старинных водонапорных башен. О них и пойдёт речь в данной статье.

Башня около станции Сарепта

Построена примерно в 1894-1899 годах. До её постройки железнодорожная станция в Сарепте снабжалась водой из природных источников — Шёнбруннских родников. Вода в башню подавалась по трубам с водокачки, стоявшей на берегу Сарептского затона. Водокачка до наших дней не сохранилась. От неё остались только руины. А вот башня сохранилась и, мало того, она до сих пор используется по назначению. Инженерную начинку, понятное дело, модернизировали. А вот внешний облик башни сохранили в его первозданном виде. Башня даже признана памятником архитектуры и градостроительства. Особенно хорошо её видно со стороны железнодорожных путей. Фотографии башни я сделал из окна электрички несколько лет назад.

-2

Башня в Бекетовке

Эта башня находится на углу парка Дружбы в Кировском районе Волгограда. Построена она примерно в 1896 году. На её вершине когда-то находился огромный бак для воды, но до наших дней он не сохранился. По своему прямому назначению башня, понятное дело, не используется. Башня находится под охраной государства. Но никак не огорожена, нет никаких намёков даже на попытки реставрации. Стены покрыты граффити. Вокруг башни расположен замусоренный пустырь, некогда бывший парком Дружбы. Башня очень хорошо видна с железной дороги. Её я также сфотографировал из окна электрички.

-3
-4
-5

Башня у вокзала Волгоград-2

Построена в начале 1900-х годов. Использовалась для обеспечения водой вокзала Волгоград-2 (тогда он назывался Тихорецкий вокзал). Адрес башни - ул.Клубная, д.1. Её вершину когда-то тоже венчал большой бак для воды, но он не сохранился до наших дней. Башня по своему назначению не используется. Вход внутрь закрыт, но несмотря на это внутреннее помещение сильно замусорено. Это хорошо видно сквозь окна, в которые можно без проблем заглянуть. Башня также находится под охраной государства. Однако нет никаких намёков даже на попытки ремонта или реставрации.

-6
-7

Так выглядят внутренние помещения башни. Как видно, отлично сохранилась винтовая лестница, ведущая в верхнюю часть башни. Фото сделаны через окно.

-8
-9
-10

Это не все водонапорные башни Волгограда. Есть ещё башня в посёлке Гумрак. На её стенах до сих пор видны следы Сталинградской битвы (отметины от пуль и осколков). Но у меня нет фото этой башни поэтому про неё в статье ничего не написано.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь