Жутковатый парк скульптур в окрестностях Париккалы
Наивное искусство — вещь интересная, но иногда... страшная. Убедиться в этом можно в Финляндии, где в окрестностях города Париккала (Parikkala), прямо посреди сумрачного елового леса находится парк скульптур Вейё Рёнккёнэна (Veijo Rönkkösen). Этот сложный набор букв — имя автора, обычного финна, который 50 лет жизни посвятил созданию по-своему очаровательных, но все же больше пугающих скульптур.
Мы приезжали сюда и зимой, и осенью; сложно сказать, когда бетонные скульптуры выглядят "симпатичнее": под снегом, который укрывает их преимущественно обнаженные тела, или под толстым слоем зеленого мха.
Говорят, Вейё Рёнккёнэн был отшельником и страшным интровертом, с миром он общался только через свои скульптуры. Хотя какие-то знакомые у него все же были, по крайней мере, среди стоматологов — именно они делились с художником демонстрационными образцами зубных протезов, которыми украшены многие статуи.
Всего в парке насчитывается более 500 скульптур. Преимущественно это люди — дети и взрослые, но есть и животные, птицы, грибы, даже динозавр! Все заняты своими делами: стоят в очереди, занимаются йогой и гимнастикой, плавают и проводят время другими интересными способами.
По-фински парк называется Parikkalan Patsaspuisto, по-английски — Parikkala Sculpture Park, в русскоязычных источниках еще встречается название "Таинственный лес". Он расположен прямо на трассе № 6, которая идет вдоль границы с Россией. Увидеть скульптуры можно просто проезжая мимо; неподготовленных путешественников, которые не знают о "лесных жителях", мелькающие между деревьями статуи могут шокировать.
К сожалению, весной этого года некоторые статуи пострадали от действий вандалов, и сейчас парк собирает средства на их восстановление. Вход в него бесплатный, но можно оставить добровольное пожертвование в специальном ящичке. Прийти в "Мистический лес" можно в любой день и в любое время, но в темное время суток это точно зрелище не для слабонервных!
"Неограненное искусство" Вейё Рёнккёнэна перекликается с работами сицилийца Филиппо Бентивенья из статьи "Голова на голове и головой погоняет". Оба были художниками-самоучками, оба явно выражали в скульптуре свои странные фантазии и оба оставили после себя удивительные работы, которые и притягивают, и отталкивают одновременно.