Найти тему

Главный калибр блокады Ленинграда

Самым крупнокалиберным орудием, применённым в блокаде Ленинграда, была французская железнодорожная 520-мм гаубица 520 Mle 1916.

4 января 1916 года во время Первой Мировой войны французская комиссия A. L. V. F. (тяжелая артиллерия на железной дороге) заказала две 520-мм гаубицы компании Schneider в качестве ответа на появление на фронте немецких железнодорожных 420-мм гаубиц.
Это была, по-видимому, самая большая артиллерийская система, произведённая во время Первой Мировой войны. Она стреляла снарядами весом 1400 кг, содержащими 275 кг взрывчатого вещества, и имела проектную дальность стрельбы около 16 км. Длина ствола 16,1 калибра, 168 нарезов в правую сторону под углом 7 градусов. Ствол, установленный на 30-метровом скользящем лафете, имел общий вес качающейся части 290 тонн. Поршневой затвор орудия открывался и закрывался при помощи сжатого воздуха.

Затвор орудия
Затвор орудия

Стрельба предполагалась с рельсов, для этого была разработана специальная система опор и домкратов. Откат ствола - около 1 метра - вызывал большие технические проблемы, частично решаемые применением 4-х гидравлических тормозов и 2-х пневматических рекуператоров-накатников. Орудие должно было заряжаться на высоте 0° и, таким образом, наводиться в вертикальной плоскости заново для каждого выстрела. Вся установка имела очень высокую степень электрификации. Для выработки электроэнергии в составе артиллерийской системы был специальный вагон-электростанция, который во время стрельбы должен был находиться в 100 метрах от орудия, будучи, тем не менее, соединённым с ним многочисленными электрическими кабелями.

Состав с железнодорожным транспортёром. Виден вагон-электростанция.
Состав с железнодорожным транспортёром. Виден вагон-электростанция.

Несмотря на приоритет, отданный политическими властями разработке этого оружия, первый экземпляр был поставлен только 11 ноября 1917 года, а второй - 7 марта 1918 года.

В походном положении. Хорошо виден кран для подачи снарядов.
В походном положении. Хорошо виден кран для подачи снарядов.

В феврале и марте 1918 года перед союзной прессой, приглашенной полюбоваться мощью французской гаубицы, были произведены выстрелы из двух гаубиц. К сожалению, 27 июля 1918 года на полигоне Киберон была уничтожена первая гаубица, принимавшая участие в стрельбе, во время испытания нового типа снаряда типа АТ. При пятом выстреле снаряд разорвался в стволе, полностью уничтожив гаубицу.
Вторая гаубица не была использована во время Первой мировой войны и была передана в арсенал в Крезо в 1919 году, а затем в новые ангары Авльфа в Неви-Пайю.
В ведомости 1927 года упоминается о наличии полного оборудования 520-мм гаубицы, двух генераторных станций, запасного ствола, 315-ти заряженных снарядов и 230-ти порожних.

Схема установки
Схема установки

В соответствии с Женевскими конвенциями о разоружении, заключёнными с 1930 по 1932 год, 520-мм гаубица была законсервирована. Но строительство бетонированных укреплений по обе стороны франко-германской границы в 30-е годы побуждало к появлению средств большого разрушения в обеих армиях. До 1939 года французский Генштаб не рассматривал ввод в строй 520-мм гаубицы. Но в 1939 году было принято решение о её выводе из консервации, и орудие было возвращено в мастерские Шнайдера в Крезо. Установка должна была быть готова для участия в боевых операциях в июле 1940 года.
Артиллерийская часть, включавшая в себя железнодорожную гаубицу, была мобилизована в феврале 1940 года по мобилизационному плану в отношении запасных частей ALVF. Однако, гаубица, ожидающая отправки на фронт, не успела покинуть завод Крезо до капитуляции Франции. Она была захвачена немцами, а вместе с ней и другие системы, которые находились в стадии оборудования, строительства или ремонта.

В Германии железнодорожная 520-мм гаубица получила обозначения Reichsbahn и стала называться 52 cm H (E) 871 (f).
Запись от 7 ноября 1941 года в дневнике адъютанта фельдмаршала фон Лееба барона Грисенбека: «В 14.00 была пробная стрельба из 52-см французской трофейной гаубицы 1916 г. Дальность стрельбы от 9 до 15 км. Командующий группой армий «Север» и около 80 офицеров наблюдали за стрельбой у железной дороги Псков — Гдов в 6 км южнее Пскова. Было сделано три выстрела. Мне довелось видеть результаты одного из них. Снаряд разорвался в 400 метрах от мишени. Образовалась воронка глубиной около шести метров».

-6
-7
-8

Гаубица была использована немцами во время осады Ленинграда. Поезд с железнодорожной гаубицей прибыл на окраины Ленинграда 21 ноября 1941 года.

-9
-10

Для чего такое орудие могло быть использовано? Судя по записям в журнале боевых действий 18-й армии за 9 октября, предлагались следующие варианты: один - у Константиновки для действий против Кировского завода, другой - у Петергофа для обстрела Кронштадта (потом речь зашла и об Ораниенбауме). Также было предложено использовать мортиру против Колпино.

В это время немецкая 18-я армия готовила операцию по уничтожению советской 8-й армии, оборонявшей Ораниенбаумский плацдарм. По оценке штаба 18-й армии, для борьбы с береговыми батареями достаточных сил артиллерии и боеприпасов к ней не было. Поэтому на сверхмощную гаубицу надеялись, как на основное огневое средство при обстреле хорошо защищённых фортов "Красная Горка" и других. Однако, даже с прибытием этого орудия немцы посчитали силы для подавления фортов Кронштадтской крепости недостаточными. Из-за этого отменили планировавшееся наступление 26-го армейского корпуса.

Административно гаубица составляла отдельную 686-ю батарею. Ни против Ораниенбаума, ни против позиций на Пулковских высотах противник использовать её не смог. Как выяснилось, не каждый участок железной дороги был способен выдержать отдачу при стрельбе такой мощной артсистемы. Поэтому использовать её можно было только после оборудования специальной позиции, которое должно было занять не менее трех недель. Для применения сверхмощной железнодорожной артиллерийской системы нужно было проложить специальную колею с очень мощной насыпью. Орудие практически не имело горизонтальной наводки, наведение осуществлялось за счёт перемещения по рельсовой дугообразной траектории.

520-мм французская гаубица, получившая нарицательное название «Берта», стала самым крупнокалиберным орудием, использовавшимся немцами под Ленинградом. Изменившаяся оперативная обстановка привлекла внимание немецкого командования к другим участкам блокады. Требовалось усилить правый фланг 18-й армии у Колпино (участок 28-го армейского корпуса), и оборону вдоль реки Невы. Первая стрельба гаубицы была назначена на 23 ноября. Орудие должно было обстрелять Колпино с позиции южнее Красного Бора. 25 ноября, с 10 утра, была проведена очередная стрельба, всего сделано 8 выстрелов. Немецкие артиллеристы не наблюдали её результатов. Поэтому предполагалось специально расспросить об этом пленных. Также известно, что вечером 9 декабря 520-мм орудие выпустило 11 снарядов по Дубровке. Несмотря на плохую видимость, немцы наблюдали попадания в районе цели. Из отечественных источников про подобные обстрелы ничего узнать не удалось.

Зимний камуфляж
Зимний камуфляж
-12
-13
Видна надпись "Берта" на стволе
Видна надпись "Берта" на стволе

24 декабря гаубица вновь вела огонь по правому берегу Невы у Невского пятачка, выпустив 13 снарядов. 27 декабря орудие также выпустило 10 снарядов, как указано в документах, поддерживая свои войска, которые вели оборонительные бои у Колпино. 3 января у орудия во время стрельбы произошел разрыв ствола. Транспортёр превратился в груду металлолома. Платформа с лафетом была сильно повреждена, и орудие так и не было восстановлено..

Результаты взрыва снаряда в стволе
Результаты взрыва снаряда в стволе
Часть ствола после взрыва
Часть ствола после взрыва

Боеприпас картузного заряжания предназначался для французской железнодорожной 520-мм гаубицы Шнейдера «52-сm-H.(E)-871(f)». Он комплектовался легкими и тяжелыми фугасными снарядами. В отличие от легкого снаряда, снабженного головным взрывателем, тяжелый снаряд имел донный взрыватель, который срабатывал лишь после того, как снаряд преодолеет бетонное или стальное перекрытие долговременного огневого сооружения противника. ТТХ боеприпаса: калибр – 520 мм; масса снаряда – 1370 — 1654 кг, масса ВВ – 197,7 — 300 кг; начальная скорость снаряда – 420 — 500 м/с.
Боеприпас картузного заряжания предназначался для французской железнодорожной 520-мм гаубицы Шнейдера «52-сm-H.(E)-871(f)». Он комплектовался легкими и тяжелыми фугасными снарядами. В отличие от легкого снаряда, снабженного головным взрывателем, тяжелый снаряд имел донный взрыватель, который срабатывал лишь после того, как снаряд преодолеет бетонное или стальное перекрытие долговременного огневого сооружения противника. ТТХ боеприпаса: калибр – 520 мм; масса снаряда – 1370 — 1654 кг, масса ВВ – 197,7 — 300 кг; начальная скорость снаряда – 420 — 500 м/с.

Применение такой артиллерийской системы должно было стоить нашим противникам огромных затрат, - начиная с подготовки железнодорожной насыпи, и заканчивая средствами маскировки и ПВО огневых позиций. Эффективность стрельбы "по площадям" вряд ли была высокой.

Все иллюстрации - из открытых источников.

Спасибо всем дочитавшим до конца. Теперь вы знаете, что никакой "Доры" под Ленинградом не было.

Впереди - рассказ о главном калибре обороняющихся!