В 1890–1900-е годы, в эпоху господства стиля модерн, женские волосы превратились не только предметом достоинства их обладательниц, а объектом творческой рефлексии: в орнаментах и декоративных работах в стиле модерн длинные волосы и локоны стали непременной частью. Их упоминали сначала в произведениях английских прерафаэлитов, а после и художники-символисты присоединились к ним.
На плакатах Альфонса Мухи и Томаса Стейнлена изображались целые волны женских волос. В романах Марселя Пруста и Джона Голсуорси вы могли встретить многословные описания причёсок. Образ «гибсон герл» — красавицы с густыми волнами волос, созданным Чарльзом Дана Гибсоном (американским журнальным иллюстратором) покорил весь мир.Никто, кроме лиц художественных сцен не распускал свои волосы и не путался в них в повседневном мире художественных фантазий.
В 1890-е пришла мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, в «пирожок», «гнездышко» и т.д. Многочисленные и многообразные виды завивки прошедших десятилетий канули в Лету. Для оформления уже готовой и объёмной прически, её оформляли при помощи щипцов «волнами» — один из излюбленных мотивов модерна. Во многих случаях для придания объема и так называемых «волн» использовали еще дополнительные проволочные, картонные и роговые каркасы, и помимо этого фальшивые волосы. Такие причёски влияли на особенности дамских шляп : они имели чрезвычайно широкое тулье, поскольку их надевали по большей части на прическу, нежели чем на голову.
Аксессуарам для волос вообще уделялось большое внимание. Украшали подобные прически черными широкими лентами и бантами. Наборы из шпилек и гребней был популярен. В моде были настоящие черепаховые гребни, имеющие форму высокого испанского гребня и украшенные орнаментом в «новом стиле» или же изображениями цветов.
Помимо гребней, были и украшения для бала и вечера:эгретам, чучелы птиц или цветов. В 1910-е годы в моду вошли широкие полосы ткани, вышитые бусами, золотом, стеклярусом и т.п., и повязки из металлического газа. Чепец совсем вышел из употребления, пожилые дамы по рекомендациями людей тоже украшали голову эгретами, гребнями.
«В настоящее время ни одна женщина даже не пытается скрывать, что она носит фальшивые волосы, до такой степени они вошли в обычай. Совершенно не стесняясь, женщина их показывает и говорит об их цене. Очевидно, мы возвращаемся к той моде, благодаря которой в 1873 году только во Франции было продано 6,000 пудов фальшивых волос. Косы, букли, локоны, шиньоны, всевозможные волосяные изделия для лба, надевающиеся для той или иной шляпы, все можно купить в настоящее время за самую различную цену. Причем тонкие волосы стоят гораздо дороже толстых, а длинные и белокурые ценятся выше, чем короткие и черные» (Уменье хорошо одеваться 1914: 82), вот что говорила пресса о популяризации фальшивых волос.
Накладные волосы крепили на голове гребешком, а поверх них волнообразно укладывали собственные волосы.
Для того, чтобы пряди были похожи на волны их накручивали щипцами, похожую на вафельницу, состоявшие из двух нагретых волнообразных пластин, между которыми зажималась прядь. Так же использовали дополнительные каркасы: проволочные, картонные
Мода на античность, неоклассицизм в искусстве сформировали новый тип убранства головы. Прическа стала уже не такой высокой, волосы разделялись пробором посередине, опускали на лоб, закрывали ими уши и закручивали во всевозможные узлы низко на затылке. Декором служили разнообразные повязками и так же фальшивые жемчужные бусы, вошедшие за это время в моду. Головы femme fatale — первых звезд немого кино, искусства, которому в ХХ столетии суждено было завоевать мир, украшали "восточные" причёски . «Русские балеты» и главный чародей балетной сцены тех лет — Лев Бакст, сделавшийся в 1910-е годы одним из законодателей мировой моды, сыграли свою роль. Балеты Л.Бакста («Шахерезада», «Пери», «Синий бог») резко вызвали моду на горячий южный дым и головные повязки с длинными подвесками.
Возобновленный балет «Клеопатра» поставленный в Париже, привел к стремительному увлечению к цветным парикам. Синий парик главной героини, придуманный Бакстом тут же вошел в моду. В Петербурге зимой 1913-1914 годов, захлестнула волна балов в цветных париках. В Париже Соня Делоне представляла красные и зеленые парики, которые дополняли ее «симультанные» платья и костюмы, парижский парикмахер Антуан в своей книге Antoine by Antoine, уверял, что он первый вёл в парики оранжевого, голубого, пурпурного, изумрудно-зеленого цвета, белоснежные.