Нет, делала перевязки или ставила уколы молоденькая медсестра Маша Байда легко. Но в том памятном бою, когда десять фрицев упали замертво после ее автоматных очередей, а еще четверо были забиты хрупкой девушкой прикладом, рука ее была тяжелой…
Начинала службу Мария Карповна Байда в составе медицинской бригады, которая обслуживала в Джанкое санитарные поезда. Потом боец Байда служила в истребительном батальоне Приморской армии, основной задачей которого была борьба с парашютистами – диверсантами и вражескими лазутчиками.
Сразу в памяти всплывает современный фильм о войне «Диверсанты», где молодые герои с отличной физической и психологической подготовкой выполняли похожие задачи. А тут девушка, без специального обучения. Отличалась исключительной смелостью, смекалкой и выносливостью, хорошо знала окрестности, поскольку была местной. Объясняла свою ненависть к врагу просто: «окаменело сердце» после видов разрушенных деревень и убитых людей.
Впоследствии 35-й истребительный батальон вошел в состав Приморской армии и оборонял Севастополь. С мая 1942 года старший сержант Мария Байда стала бойцом отдельной разведроты этого полка. Разведка – элита армии, просто так никого бы брать не стали, тем более, что у Марии была медицинская подготовка и опыт работы с ранеными.
Бойцом она была не просто отчаянным, а сверх того. Когда в пылу боя заканчивались патроны, она могла сделать вылазку на вражескую сторону и вернуться с трофейным автоматом и магазинами к нему. Во время одной из таких перебросок 7 июня 1942 года недалеко от нее взорвалась немецкая граната и контузила девушку. Потеряла сознание, а когда очнулась, уже темнело. Оказалось, что фашисты прорвали оборону справа и зашли в тыл к разведчикам.
В живых оставались только офицер и полтора десятка раненых бойцов, которых немцы взяли в плен. В окопах было около 20 фашистов, которые стояли группой недалеко от пленных. Сержант Байда приняла решение атаковать – захваченный ранее автомат был при ней. Она открыла огонь по врагу, десяток фрицев были убиты выстрелами, четверых она добила прикладом, пленные разведчики взяли на себя оставшихся. После боя героиня вывела раненых бойцов секретными тропами через минные поля к своим.
Контузию и ранение нужно было лечить в госпитале, но оттуда боец Байда быстро сбежала, вскоре была ранена вновь. 20 июня 1942 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Бюрократическая военная машина в тот раз сработала без промедления, от момента подвига до приказа о награждении прошло меньше двух недель. Вероятно, даже бывалые отцы-командиры были искренне восхищены подвигом молодого бойца, тем более девушки. Только награду эту она получит через много – много лет…
Будут еще ранения и побеги из госпиталей. После шестого ранения ее возьмут в плен, она пробудет в разных концлагерях три года. Легко написать - «три года», на самом деле это были побои и пытки, дым крематориев, голод, болезни и муки, которые трудно вообразить. И везде она была не просто пленной, везде боролась, как могла.
В концлагере в Альпийских лесах она участвовала в группе Сопротивления, провокатор выдал. Начальником гестапо был выходец из Украины. Земляк для начала лично выбил ей зубы, а потом пытал холодом и жарой, тоже лично. Свалилась с воспалением легких, пылала в горячечном бреду, пока войска союзников не освободили лагерь в Зальцбурге. Лечилась в госпитале американцев, потом был долгий путь на Родину.
Свою Звезду Героя Мария Байда получила позднее. Еще четыре года прошло на разных больничных кроватях, такое даром не проходит.
И все-таки, она родилась в сорочке. После всего прожитого ее личная жизнь состоялась. Вышла замуж, родила сына и дочку, долгие годы работала заведующей Загса в Севастополе, городе, который защищала.
Умерла Мария Карповна Байда 30 августа 2002 года, жила скромно, подвигами не хвалилась, рассказывала только журналистам, если те просили.