Под одной крышей
Товары, которые каждый день наши гости видят на полках магазинов «Пятёрочка», доставляются благодаря чёткой работе сотрудников логистики. Бесперебойные поставки по всей стране обеспечивают 32 распределительных центра. Чтобы увидеть, как организована их работа, мы отправились в РЦ «Москва-Север».
Круглосуточно
Распределительный центр замирает лишь раз в году на несколько часов — 1 января. Всё остальное время работа тут кипит круглосуточно, не прекращаясь ни на минуту. К воротам постоянно подъезжают грузовики, по номерам которых можно изучать географию нашей страны. В зависимости от привезённой продукции они направляются к одной из пяти логистических зон складского комплекса. В сухой зоне хранятся бакалея, консервация, кондитерские изделия. В алкогольной — крепкие спиртные напитки. Фреш — это охлажденное мясо, колбасные и молочные изделия. В отдельных зонах складируются фрукты и овощи, а также замороженные продукты. Везде строго соблюдаются определённые температурный режим и влажность, а ворота оборудованы специальными скоростными «шторами». Такое решение — наиболее оптимальное для безостановочного приёма продукции, её хранения и формирования заказов для отправки в магазины.
Под контролем
«Каждая поступающая в РЦ партия проходит несколько стадий контроля, — рассказывает менеджер по технологиям РЦ “Москва-Север” Александр Ларионов. — Первым делом в грузовом отсеке машины ещё до выгрузки замеряется температура. Если она не соответствует нормам, вся партия разворачивается без разговоров. Однако подобные случаи крайне редки — отправители прекрасно понимают, что это чревато большими потерями. Да и современные машины, как правило, оснащены устройствами поддержания требуемого температурного режима».
Когда температурный контроль пройден, товар выгружается через доковые ворота, и за дело берется менеджер по качеству. Он проводит визуальный осмотр целостности упаковки, проверяет соответствие стикеров и маркировки, сроки годности и хранения, качественные характеристики товара.
«В мою задачу входит приём поступающего товара. Проверяю соответствие наименованию и количеству по накладной, внешнему виду, даты производства, — рассказывает оператор склада Алексей Хренов. — Случаются и несоответствия. В таком случае совместно с экспедитором или водителем проводим сверку, составляем акт».
Если и здесь получено добро, приёмку партии осуществляет оператор склада с помощью ручного терминала. Оператор подтверждает количество и вносит данные в единую систему. При этом система сама определяет, где будет храниться палета с продукцией, — водителю электроштабелера остаётся лишь доставить её в чётко указанное место. Впрочем, надолго товару там задержаться не придётся…
Алексей Гераськин, оператор склада — водитель электроштабелера: «В РЦ «Москва-Север» я работаю с первого дня. Моя обязанность — своевременно пополнять ячейки отбора, доставлять товар с приёмки в места хранения для бесперебойной работы комплектовщиков. За смену перемещаю в среднем 250-280 палет, но порой доходило и до 400. У меня больше 10 лет опыта на разных складах, могу сравнивать. Здесь благодаря автоматизации работа выстроена очень чётко и разумно».
Качество — не просто слово
Наиболее жёсткую проверку на качество проходят поступающие в РЦ фрукты и овощи на основании выборки из каждой партии. Контроль за этим процессом помимо сотрудника распределительного центра осуществляет посредством видеосвязи менеджер Центрального офиса.
«Самые главные показатели для принятия решения — процентное содержание отходов и нестандартной продукции, — рассказывает менеджер по качеству Иван Быковский. — Если результаты превышают допустимые параметры, партия не принимается и идёт на возврат. В случае положительного решения отправляется на склад для дальнейшей поставки в магазины. Решение принимается совместно двумя менеджерами, а цель двойной проверки — не допустить, чтобы плохой товар попал на склад и далее в магазины».
Артем Колдан, оператор склада: «Наша бригада осуществляет загрузку скомплектованных палет в машины для доставки в магазины. За смену с помощью электрической тележки я загружаю около 250 палет — это где-то 20 машин. Работа требует большой внимательности. Перед загрузкой необходимо в обязательном порядке сканировать терминалом каждую палету. Это действие позволяет избегать ошибок».
Робот подскажет
В зависимости от сезона ежесуточно из РЦ «Москва-Север» совершается от 250 до 340 рейсов по доставке продуктов в магазины ТС «Пятёрочка». Формирование партий и составление маршрутов движения машин — чётко отлаженная система, в которой максимально используются IT-технологии.
Как только из магазина в РЦ поступает заявка на определённые виды товаров, начинается комплектация заказа. Эту работу выполняют операторы. На специальных электротележках они движутся по кажущимся бесконечными рядам продукции — около 130 метров в длину и 6 ярусов в высоту. Их действиями управляет WMS (система управления складом) посредством голосового контакта с помощью технологии Voice Picking через гарнитуру, подключенную к сети Wi-Fi. Робот подсказывает, до какого ряда и какой ячейки необходимо добраться, сколько коробов с продукцией скомплектовать. Когда эта задача выполнена и подтверждена, оператор, следуя голосовым подсказкам, отправляется к следующей ячейке — за очередным товаром.
Таким образом, в конечной точке маршрута на тележке оказывается полностью собранный заказ для конкретного магазина. Теперь остаётся только подъехать к палетайзеру — специальному устройству, которое за считанные секунды обернёт палету плёнкой. Далее оператор привозит её к док-воротам, где собираются палеты с разных зон склада для отгрузки. Сюда же доставляются специальные контейнеры с замороженными продуктами — внутри них стабильно поддерживается температура –18 °С.
Маршруты доставки заказов также формируются автоматически — за этот процесс отвечает Transporting Management System (TMS). Система распределяет палеты между фургонами таким образом, чтобы каждый грузовик мог максимально быстро и эффективно доставить груз в 2–4 расположенных недалеко друг от друга магазина. Загрузка палет и контейнеров занимает несколько минут, после чего машина может отправляться в путь.
Дмитрий Грахов, оператор склада: «Мои рабочие инструменты — тележка,гарнитура и две руки. С их помощью я выполняю комплектование заказов для магазинов. Робот голосом направляет к нужной ячейке, я беру нужный товар. Если не расслышал, можно переспросить. С такой системой столкнулся впервые — раньше тоже работал на складах, но приходилось работать с ручным терминалом, это не очень удобно. С гарнитурой намного проще и быстрее».
Делу время
Бесперебойную работу РЦ «Москва-Север» обеспечивают 650 сотрудников. Работа очень напряжённая — 12-часовая смена, отвлекаться особо некогда. Впрочем, абсолютно все сотрудники ответственно относятся к своим обязанностям и чётко выполняют поставленные задачи. Недаром РЦ «Москва-Север» входит в тройку лучших распределительных центров ТС «Пятёрочка».
Владислав Розов, директор РЦ: «Несмотря на внедрение новых, прогрессивных и современных технологий в торговой сети “Пятёрочка”, считаю главной ценностью вовлечённую, активную и слаженную работу всего коллектива дирекции управления цепочками поставок и кросс-функциональных подразделений. Вместе сложилась интересная команда, нацеленная на выполнение стратегических задач нашей компании!