Найти тему
Про Психологию

Потребности подростка (часть 1)

Потребность в безоценочном принятии. Как часто вы слышали от родителей или сами говорите подростку: «Я тебя люблю потому что ты есть?». Не потому, что ты учишься «на отлично», и не потому что ты – победитель конкурсов и, вообще, гордость семьи, а просто потому что ты есть. Мне важен ты сам, твои мысли, твои мечты. Подростку важно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Взрослые, а не подростки должны проявлять мудрость просто потому что они ВЗРОСЛЫЕ, у них, в отличии от подростков, есть жизненный опыт. Взрослые несут ответственность за подростков, а не наоборот.

Потребность в конкретных правилах и границах, которые помогают подростку социализироваться и удерживаться от различных форм отклонений в поведении. Это очень разумная потребность. С подростком всегда можно договориться. Подростковый возраст один из наиболее сложных и кризисных за всю историю жизни. Это же уже не ребенок, но еще и не взрослый. И вот тут-то можно и нужно разговаривать с подростком о границах ответственности в том числе. Да, ты взрослый принимать решения, например, с какой прической и в какой одежде тебе ходить. Абсолютно верно, это твое право, но это и твоя ответственность. Если в школе по школьному уставу полагается ходить в форме, а ты являешься в любом другом виде, то уже ты, а не родители объясняются в школе, начиная от классного руководителя и заканчивая директором школы. И именно ты, а не мама с папой должны объяснить всем в школе про свое видение этого мира, и роли одежды в нем. Мы, взрослые, уважаем твой выбор, но разбираться с комиссией внутришкольного контроля ты будешь самостоятельно. Однако, правила должны быть установлены и не могут меняться в зависимости от настроения родителей, штормового предупреждения или роста цен на бензин. Если в семье принимается решение о зоне ответственности подростка, то оно не должно отменяться «просто потому что мы взрослые и мы лучше знаем». Неустойчивость в воспитании детей приводит к появлению у детей лживости и изворотливости и никак не способствует формированию гармоничной и зрелой личности.

-2

Потребность в активном развитии и обучении через приобретение жизненного опыта

При обучении младших школьников педагоги достаточно часто используют игру, как средство обучения. И это закономерно, ибо ребенок в 7 лет переходит от игры, как основной деятельности к учебе. К подростковому возрасту игра не имеет, безусловно, такого значения, однако это совсем не значит, что подростки не включатся в игру, если им ее предложить. Совсем не обязательно это должна быть игра в чистом виде: это могут быть конкурсы, викторины, путешествия, дискуссионные клубы и все, что угодно, все, что вписывается в образовательный процесс. Активное обучение предполагает самостоятельное активное исследование мира. В свое время рефераты и доклады были именно самостоятельным исследованием: школьник шел в библиотеку, в читальный зал, обкладывался книгами и самостоятельно писал доклад, например, об Александре Македонском. С развитием Интернета доклады и рефераты перестали быть самостоятельным исследованием, но если вы предложите вашему подростку увлекательной путешествие в мир его интересов, он (а) непременно захочет самостоятельно исследовать неизведанный мир.