McDonnell Douglas F-4 Phantom II один из самых узнаваемых самолетов вьетнамской войны.
Картина будет неполной, если я не поведаю вам о других героях воздушных баталий Вьетнама. Кроме Фантома в небе воевали такие машины, как F-105 Thunderchief. Самолет, на счету которого большая часть от всех миссий с бомбардировкой чего-либо. F-100 Super Sabre, который использовался главным образом для патруля и прикрытия Тандерчифов во время миссий. Douglas A-1 Skyraider - немного устаревший поршневой самолет, который идеально подходил для прикрытия неторопливых вертолетов, а по совместительству был основой авиапарка Южного Вьетнама, иногда подрабатывал штурмовиком.
Им противостояли МиГ-17, некоторое количество МиГов 19 и 21 Северного Вьетнама. Короче говоря, самолетов много. У разных самолетов свои задачи и все в таком духе, но вдруг оказывается что у главного напалмоносителя Тандерчифа какие-то катастрофические темпы потерь, и потому командование решает отстранить этот самолет от боевых действий.
К 1970 году последние F-105 покидают Вьетнамский регион. А бомбить-то надо! Поэтому Фантому пришлось взять на себя еще одну обязанность. А теперь давайте разберемся, чем таким Фантом лучше, скажем, Тандерчифа. Опустим историю создания, всякие заумные термины, для нас важно совершенно другое. А именно РЕКОРДЫ, которые смогла поставить новоиспеченная машина.
С 1959 по 1962 пилоты Фантомов ставят 16 мировых рекордов, 5 из которых будут побиты лишь в 1975м! Причем рекорды самые разные: по максимальной высоте, по скороподъемности, по средней скорости. Короче, многие скоростные рекорды были побиты двухместной двухдвигательной наковальней! Ожидания от такой машины были просто космическими, поэтому Фантом быстренько принимают на вооружение и ставят на производство. При этом, кроме высоких скоростных качеств, самолет обладал чуть ли не лучшим радаром из имевшихся, обладал возможностью взять в полет 10 тонн чего-либо и... Одним приколом, который называется отсутствие пушки!
Все вооружение этого самолета состоит из ракет и бомб, за исключением одной модификации, где все же впихнули пушку в нос самолета. Подытоживая, все что вам стоит запомнить, единственный большой недостаток самолета - это его огромная масса. Phantom II весил как два МиГ-21, и это даст о себе знать.
А теперь быстренько передислоцируемся прямо на передовую. Резкий и далеко летающий самолет сразу записали в истребители, когда появилась проблема с потерей Тандерчифов, им в прикрытие попробовали поставить Фантомов, но все равно как-то грустно вышло. Тандерчиф страдают от наземного ПВО, и тут уже самолеты прикрытия ничего сделать не могут.
Ясно, понятно. Тандерчиф, спасибо за службу, Фантомушка подойди-ка сюда. Вот тебе бомбы, будешь бомбить базы, вот тебе напалм, будешь готовить жареных гуков.
Главная проблема самолета - его вес, а главный прикол отсутствие пушек! И главное оружие - ракеты, и ракеты не простые, а с сюрпризом. Злые коммунисты наложили заклятие на всю демократическую тусовку, в результате чего по непонятным причинам американские ракеты в трети случаев вообще не захватывали цель, а из более 600 выпущенных ракет до цели добралось всего около 15 процентов. А ведь ракеты - это единственное оружие, доступное нашему пилоту. Не понимая расклад, некоторые начали крепить пушки под крылья, но попасть из пушек тяжело. А если ты летишь на громадной скорости, свойственной фантому, так еще и не реально. А когда скорости снижаются, как думаете, у кого будет преимущество, и кому будет легче поймать в прицел противника? Яркому МиГу или милому двуместному кирпичику? Отсюда и плевки в сторону самолета, хотя на самом деле Фантом как и шоколад, ни в чем не виноват. Так и выходило, что пилот США мог запросто обнаружить МиГ, догнать МиГ, подержать его в прицеле и улететь... Притом ему будет тяжко хоть что-то противопоставить до тех пор, пока пилот Фантома не захочет сбить коммуниста настолько, что сбросит свою скорость,чтобы воспользоваться пушками...
Теперь приготовьтесь к удару! Фантом был сбит больше любых других самолетов за время войны! Из 761 сбитого F-4, 80% уничтожены в бою, остальные 20% небоевые потери, то есть, различные инциденты. Большая часть потерь от наземного ПВО. К слову, за всю войну Северный Вьетнам потерял около 200 самолетов, а в США только фантомов потеряно 761 штука.
А чтобы прочувствовать всю боль от потерь еще глубже, перенесемся в 1965-й год. Сколько стоит один Фантом? Итак, 1965-й год, Америка. За 2400 баксов можно купить новенький Ford Mustang, литр бензина стоил около 10 центов, а производство одного новенького Фантома обходилось в среднем в 2,1 миллиона долларов. Час полета обходится минимум в 1200, в среднем в 1400 долларов. Таким образом мы имеем, что один фантом это 875 мустангов, и за каждые примерно два часа полёта надо отдать по еще одному форду.
Но главное, Фантом был технически сложен в эксплуатации, отсюда и небоевые потери в 150 машин. Отстрадавшись во Вьетнаме в качестве всего,чего только можно, Фантом продолжил службу в самых разных странах мира. Америка отказалась от призывной армии, починила ракеты. А Фантом-2 получил новое прозвище, а именно, главный поставщик запчастей к МиГам. Оказывается самолет все таки хороший и не просто так выиграл 16 мировых рекордов.
А теперь я оставляю вас наедине с калькулятором и открытыми комментами. Лайк, подписка.