Начнём с Китая, который завершал первое десятилетие социалистических преобразований.
Пекин, площадь Тяньаньмэнь и проспект Чаньаньцзэ (автор фото Brian Brake), 1959 год:
Конечно, по этому кадру трудно судить об огромном городе, но в нём всё же отразился целый ряд важных исторических вех. Только что окончена реконструкция главной столичной магистрали, проспекта Чаньаньцзэ, с которого убрали зелёные насаждения и трамвайные пути, расширив проезжую часть до нынешних размеров. Делалось это не только рад удобства проведения парадов, но и как задел на перспективу развития транспорта (которая наступила лишь к концу 20 века). Трафик по широченному проспекту минимальный, но в кадр как-то попало сразу две новеньких советских "Волги". Они так навсегда и останутся пекинским раритетом, поскольку разрыв экономических отношений СССР уже начался, а наладить собственное производство "клонов" ГАЗ-21 китайцы так и не смогли (ограничившись мелкой пробной партией).
Картину "перелома эпох" дополняет велорикша, который считался здесь символом "буржуазной эксплуатации", а также приметой прошлого, поэтому в начале 1960-х этот вид транспорта окончательно исчезнет с пекинских улиц.
Также следует обратить внимание на одежду людей — она нормальная, разноцветная. Всего через несколько лет начнётся "Культурная революция", которая объявит моду "вредной буржуазной привычкой" и весь Китай на 15 лет превратится в "страну синих муравьёв".
В 1959 г. почти весь соцлагерь оставался в стороне от сколь-нибудь массовой автомобилизации.
В Ханое после ухода французов даже велосипед был роскошью и народ перемещался в основном на своих двоих:
Увы, это едва ли не единственное цветное фото Ханоя 1950-х.
Как знают читатели, для наших обзоров мы используем только цветные снимки, поскольку это часть проекта "20 век в цвете". Но иногда хочется сделать исключение.
Например, потому что цветных снимков Пхеньяна 1950-х нет вообще, а этот город входит в нашу "репрезентативную группу".
Сейчас уже трудно поверить, что в 1959 году Пхеньян выглядел как обычный советский областной центр:
Фото, конечно, постановочное и случайно поймать в кадр такое количество транспорта там было невозможно вплоть до середины 2010-х гг. Но сам по себе состав автопарка показателен. Только национальная одежда напоминает, что это всё-таки не СССР, а Корея (хотя и тот вряд ли обошлось без постановки).
В 1962 году московско-пхеньянские отношения уйдут в крутое пике и поставка в КНДР советских машин прекратится, кажется, навсегда. Но неубиваемые советские "Волги" они будут донашивать вплоть до конца 1980-х.
На главной парадной улице Восточного Берлина в 1959 г. было мало автомобилей, зато можно было наблюдать такое "голубое чудо":
Честно говоря, глядя на подобные снимки я до недавнего всерьёз думал, что по Унтер-ден-Линден в то время ходила электричка))
В Будапеште спустя 3 года после уличных боёв вновь покой и благообразие обычного европейского города, только без легковых машин. Зато в кадре почти всегда будет жёлтый трамвай:
В отличие от Венгрии, Чехословакция производила легковые автомобили, поэтому на улицах Братиславы в 1959 г. их можно было заметить хоть в каком- то количестве:
В Бухаресте на одном из главных проспектов Бухареста с ещё довоенной архитектурой также можно заметить несколько машин, из которых одна, кажется, советская "Победа":
В 1959 г. соцлагерь пополнился ещё одной страной - Кубой (хотя официально о строительстве социализма там объявят только в 1961 г.). В наследство от полуколониального прошлого ей достался совершенной фантастический (по меркам соцлагеря) уровень автомобилизации!
Авенида 23 в Гаване, известная как Ла Рампа, в 1959 году:
В 1959 г. этот вид ничем не отличался от какой-нибудь улицы в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе.
Чего не скажешь про наше время. В 2015 г. какой-то фотограф не поленился прийти на ту же точку и сделать фотосравнение:
Обратите внимание, что за 56 лет в Гаване... сильно прибавилось зелени (той, что без кавычек).
Спасибо, что дочитали до конца! В следующей части мы расскажем вам про страны Северной и Южной Америки.