В рубрике "Деталь" продолжение исследования символов и метафор на гравюрах Брейгеля. Сегодня - гравюра о смертном грехе зависти. Итак, читатйте очередной выпуск рубрики "Деталь". № 57 Загадки Брейгеля (часть 8).
Зависть – чудовище, которого надо бояться как чумы. Этим назиданием (Invidia horrendum monstrum, suavissima pestis) открывается гравюра Брейгеля, посвященная смертному греху зависти. Invidia считается довольно сложной работой для толкования, так как у зависти меньше очевидных образов, чем, например, у гнева, тщеславия или сладострастия.
Дублирующее высказывание на фламандском (Een onsterffelijke doot es nijt en wreede peste Een beest die haer seluen eet met valschen moleste) еще более поэтично, оно гласит: «Зависть - это вечная смерть и ужасная болезнь, чудовище, которое пожирает само себя в воображаемой печали». Однако центральным, многократно повторяющимся образом гравюры оказывается не чума, болезнь или босховские чудища, а обувь – деревянный крестьянский башмак, а также сапоги и кожаные туфли. Ключ к пониманию образа – поговорка «Каждому человеку – свой башмак». Вероятно, понимание разницы людей представляется Брейгелю противоядием от зависти. Причем перевернутые сапоги выглядят как дурацкий колпак.
Посмотрим внимательнее на детали. Пьющая женщина указывает пальцем на индюка (символ зависти, иногда тщеславия). На дереве растут перья павлина (еще один близкий к индюку символ). Две собаки не могут поделить кость.
По мосту движется похоронная процессия: лица монахов и гроб полностью закрыты тканью. Общий смысл неясен, возможно здесь обыгрывается второе значение слова invidia – враждебность, недоброжелательство. Ведь монахи не обращают никакого внимание ни на пожар в церкви, ни на тонущих в лодке. И совсем сложно понять образы на большой лодке слева – мы видим голову, яйцо, конечность, то ли туловище, то ли мешок, набитый хворостом. Есть версия, что это буквальный распад человека изнутри, «заразившегося» завистью.