Команда Minardi покинула мир Формулы-1 ещё 15 лет назад, но она до сих пор прочно ассоциируется в мире королевских гонок с понятием "аутсайдер". Однако, несмотря на слабые результаты, катастрофически низкий бюджет и постоянное наличие рента-драйверов, маленькую Скудерию из Фаэнцы всегда любили и продолжают любить за невероятный энтузиазм, который она проявляла несмотря ни на что.
Сегодня мы вспомним историю команды Minardi, которую совершенно незаслуженно (по мнению автора данной статьи) считают синонимом неудач в современной Формуле-1.
Трудное начало
Команда Minardi, как вы уже наверно догадались, была названа в честь своего основателя, большого энтузиаста автогонок Джанкарло Минарди. Наша история началась в 1980 году с попытки покорения молодёжного чемпионата Формулы-2. Уже тогда сеньоре Минарди столкнулся с серьёзной проблемой, которая будет его преследовать всегда - нехватка денег. Команде приходилось сажать за руль болида кого попало, в следствии этого, результатов не было практически никаких. Но уже в 1981-ом болид Minardi значительно прибавил и Микеле Альборето даже удалось выиграть гонку в Мизано. Всего в Формуле-2 коллектив из Фаэнцы провёл 5 сезонов и зарекомендовал себя как крепкого середняка. Но когда чемпионат был преобразован в Формулу-3000 Джанкарло Минарди не стал оставаться в нём и перебрался в высший класс автоспорта - Формулу-1.
Первые три сезона в королевском классе проходили невероятно трудно. В 1985-ом команда выставила лишь один болид под управлением Пьерлуиджи Мартини, но даже последующее расширение Скудерии из Фаэнцы до двух болидов не изменило ситуацию в лучшую сторону. За 3 сезона 1985-1987 годов пилоты Minardi смогли лишь 10 раз добраться до клетчатого флага, да и то далеко за пределами очковой зоны, которая тогда состояла только из первых шести мест. Причиной таких неудач стал слабый и ненадёжный двигатель Motori Moderni, слишком часто подводивший команду.
На пути к успеху
Первые успехи пришли к скромному итальянскому коллективу лишь в 1988 году, когда Minardi отказалась от диковинных турбированных двигателей Motori Moderni в пользу традиционных атмосферных моторов Ford. Надёжность болидов заметно выросла, но скорость несколько упала. Правда была гонка в Детройте, перед которой Джанкарло Минарди заменил неоправдавшего надежды Адриана Кампоса на уже упоминавшегося ранее Пьерлуиджи Мартини, который отлучался на пару лет в Формулу-3000, завоевав в 1986 году титул вице-чемпиона серии. И вот на том самом Гран-при Детройта итальянцу удалось финишировать шестым, завоевав первое в истории команды Minardi очко.
А в 1989-ом для Скудерии из Фаэнцы случился настоящий прорыв. Правда он пришёл лишь во второй половине чемпионата, когда на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне пилоты Minardi Пьерлуиджи Мартини и Луис-Перес Сала вдвоём заехали в очковую зону, а в Португалии Мартини и вовсе удалось пролидировать один круг. Всего в том году команда набрала 6 очков и заняла 11 место в Кубке Конструкторов.
С тех пор команда, несмотря на постоянную нехватку средств, стала крепким середняком чемпионата, чередуя хорошие сезоны с неудачными, вроде 1990 года, несмотря на первый ряд стартового поля в США для Пьерлуиджи Мартини, или 1992-го, "благодаря" архаичным двигателям Lamborghini.
Лучшим сезоном в истории Minardi стал 1991 год, когда пилоты команды, благодаря прошлогодним двигателям Ferrari, стали регулярными гостями первой десятки в квалификации. А по итогам чемпионата команда, набрав 6 очков, заняла 7 место в Кубке Конструкторов.
Падение вниз
После трагического сезона Формулы-1 1994 года Международная Автомобильная Федерация (FIA) ужесточила стандарты безопасности пилотов. В связи с этим, команды должны были нести большие затраты, чем раньше. Многие коллективы, не выдержав такой нагрузки, стали покидать королевские гонки и Minardi превратились из плотного середняка в заядлого аутсайдера. Если кого-то и удавалось итальянцам опережать в Кубке Конструкторов, то только ещё более медленные Forti, Lola Mastercard или совсем потерявший дух Tyrrell. Заработать очки удавалось только по большим праздникам, как например на Гран-при Европы 1999 года, когда в хаотичной гонке на Нюрбургринге Марку Жене удалось зацепить шестое место, которое позволило Скудерии из Фаэнцы опередить более богатую, но постоянно ломающуюся BAR в Кубке Конструкторов.
После неудачного сезона 2000, где каким-то непостижимым образом MInardi удалось опередить Prost в командном зачёте, коллектив был продан Полу Стоддарту, но и ему не удалось вывести маленькую итальянскую конюшню из кризиса. За следующие 5 лет пилотам Minardi удалось лишь трижды попасть в очки: в Австралии в 2002-ом, благодаря Марку Уэбберу и ещё дважды в Америке - в 2004-ом, усилиями Жолта Баумгартнера и в 2005-ом после шинного скандала, где стартовало всего 6 машин (с учётом пилотов Minardi).
Наследие
По окончании сезона 2005 года Пол Стоддарт продал команду концерну Red Bull. Болельщики Minardi со всего света подали онлайн-петицию с просьбой сохранить историческое название. Однако это предложение был отвернуто и с 2006 года коллектив был переименован в Toro Rosso, при этом база осталась там же, в Фаэнце (это было одним из условий сделки). С тех пор, получив наконец-таки достойное финансирование, результаты пошли вверх. Да, "Младшие быки" остались типичными середняками, благодаря тактике Red Bull, которая использовала Toro Rosso как стартовую площадку в Формуле-1 для молодых талантов, но о проблемах с деньгами речи больше не идёт.
В 2008 году Себастьян Феттель сенсационно завоевал поул и одержал победу на Гран-при Италии, а в 2019-ом Даниилу Квяту и Пьеру Гасли удалось принести ещё два подиума (3 место в Германии и 2 место в Бразилии). С 2020 года коллектив носит гордое имя Alpha Tauri, в честь бренда модной одежды, принадлежащей Red Bull. Результаты на предсезонных тестах были довольно впечатляющие и если коронавирус смилостивится и прекратит своё хождение по планете, то возможно, что в нынешнем сезоне Даниил Квят и Пьер Гасли ещё неоднократно нас удивят.
А как вы относитесь к Minardi и её приемникам в Формуле-1? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!