Найти тему

Трудности отрицательных цен на нефть

Трудности отрицательных цен на нефть

Сейчас многие интересуются как получилось что нефтяные цены вышли в минус? Это произошло на мгновенье, но было! Предлагаю размышления по этому поводу аналитика нашей компании Николая Подлевских. Надеюсь вам понравится.

В начале текущей недели на рынке случилась аномалия – цены майского фьючерсного контракта на американскую нефть марки WTI ушли в минус. Производители как бы были вынуждены были платить покупателям за то, чтобы те забрали у них добытую нефть.

Главной причиной случившего беспрецедентного события является выросшая весной сильная дестабилизация баланса спроса и предложения, которая в марте привела к кратному снижению цен нефти. Из-за бушующей пандемии коронавируса потребление нефти в мире резко снизилось. По разным оценкам снижение потребления нефти в апреле доходит до 40 Мб/д. Одновременно происходит снижение добычи. Так, в США добыча весной снизилась примерно на 1 Мб/д. А с начала мая будет происходить массированное сокращение добычи многими производителями, которое по оценкам может увести с рынка от 15 до 20 Мб/д. Только страны ОПЕК+ с мая обещают сократить добычу на 9,7 Мб/д. Но происходящее из-за снижения цен уменьшение потребления имеет пока существенно больший масштаб. В результате на рынке образуется избыток предложения, который приводит к ускоренному заполнению нефтехранилищ. Теперь в качестве нефтехранилищ широко используются нефтеналивные танкеры, и даже железнодорожные цистерны.

Особенно критичной стала ситуация с майским поставочным фьючерсом на американскую нефть WTI. В начале текущей недели накануне даты исполнения контракта цены по нему стали активно скользить вниз. А ведь еще в начале месяца многие покупатели воспользовались моментом для покупок указанных контрактов по баснословно низким ценам. В том числе розничные инвесторы делали это с помощью крупнейшего американского биржевого фонда (ETF) — Американского нефтяного фонда (United States Oil Fund - USO). На разных этапах в фонде USO находилось около четверти всех майских и июньских контрактов на нефть WTI. Но майский фьючерсный контракт истекал 21 апреля и владельцы майского контракта должны были в мае забрать нефть из хранилища. А с этим наметились значительные проблемы – помним, что спрос на нефть существенно отстает от предложения. Значит, покупателей нефти в мае может не найтись, а за просроченное хранение нефти придется платить значительные средства. Чтобы не иметь дело с поставками нефти USO в апреле проводил перекладку из ближайших - майских контрактов в более дальние июньские и июльские контракты WTI. Поскольку USO продавал майские фьючерсы, то цены на него активно ползли вниз.

В результате владельцы контрактов были вынуждены продавать их даже по минимальным ценам. В дальнейшем угроза увеличить убытки заставляла игроков продавать контракты уже по любым ценам, а подключившиеся торговые алгоритмы загнали ситуацию область доселе невозможного. К закрытию торгов 20 апреля цены на контракт ушли глубоко в минус. В результате покупатель контракта дополнительно получал от продавца до 37 долларов за каждый баррель.

В результате происходившей авральной распродажи майские контракты остались только у немногих трейдеров, но оставшихся пострадавших от возникшей ценовой аномалии может быть достаточно много по всему миру. Например, биржевой фонд Samsung S&P GSCI Crude Oil ER Futures, столкнулся в среду с потерей половины стоимости. Банк Credit Suisse Group AG сообщил инвесторам в биржевые облигации с кредитным плечом, которые отслеживают стоимость нефти, что они, вероятно, не получат деньги обратно после того, как стоимость облигаций упадет ниже нуля. Вероятно, появятся и другие сообщения о «всплывании кверху брюхом» в финансовой стихии и других игроков.

Для инвесторов на Московской бирже в связи с уходом в минус цен майского контракта CL-4.20 на нефть WTI ситуация может оказаться очень неприятной. Однако вопрос можно было бы урегулировать относительно малой кровью, приняв незыблемым контрактное положение о том, что цена контракта CL-4.20 не может опускаться ниже минимальных отметок в 0,01. (Напомним, что СМЕ в начале апреля уведомила своих клиентов, что контракты могут уходить в минус, а МБ этого не сделала). Посмотрим на то, как будут урегулироваться возникшие сложные вопросы, как для биржи и брокеров, так и для конечных обладателей контракта.

А далее рынок будет с не меньшим интересом наблюдать как намеченное сокращение добычи нефти производителями, а также ожидаемое постепенное снятие карантина, будет снижать образовавшийся огромный навес избыточного предложения. Напомним, что снятие карантина в Китае и возврат Поднебесной к привычному уровню потребления нефти, внушает сдержанный оптимизм по указанному вопросу.