Важным ингредиентом в блюде римских побед была железная дисциплина. Я не собираюсь приуменьшать полководческие таланты Сципиона, Суллы или Цезаря, у меня и в мыслях нет говорить плохо о римской воинской организации, но без дисциплины Рим никогда не стал бы тем Римом, который мы знаем.
Позор плена смывается кровью
Вот взять древних греков. Талантливые, умные, местами весьма воинственные, но... Если не брать в расчет сынов Лакедемона, крайне недисциплинированные. Да к тому же и свободолюбивые, поэтому мы имеем в результате не Эллинскую империю, а набор самостоятельных полисов, которые в любой момент готовы грызть друг другу глотки. Что они, собственно, и делали на протяжении столетий. Поэтому в Средиземноморье и утвердилась другая империя - Римская.
Или Македония. Прекрасная страна. Красивые горные пейзажи. Гордое воинственное население. Родина величайшего представителя античного мира (я про Александра, если кто не понял). Но с дисциплиной тоже беда. В отличие от римлян чуть ли не каждый македонский фалангит (про всадников-гетайров я вообще молчу), который только-только сменил лопату с навозом на сариссу и острый меч, мнил себя аристократом. Александру еще удавалось сдерживать эту гордость и спесь, хотя и во время восточного похода бунты время от времени загорались, но стоило царю скончаться, как македоняне сдерживаться перестали - всему миру показали свой неустойчивый и взбалмошный характер. Пожалуй, никогда воинские контингенты не меняли так часто командиров, никогда так наплевательски не относились к дисциплине, как во время войн диадохов, сотрясавших цивилизованный мир больше трех десятилетий.
Другое дело - римляне. У потомков Ромула, похоже, испокон веков повелось, что слово командира - закон. Неисполнение приказа каралось сурово и даже жестоко. Трусость презиралась и ее проявление де-факто означала смертный приговор. Поэтому и в плен римские легионеры, во всяком случае во времена республики, сдавались крайне неохотно. А у того, кто сдался, судьба была весьма и весьма незавидной.
Римский писатель Валерий Максим рассказывает об одном эпизоде войны Рима с царем Пирром (280-275 гг. до нашей эры). Битву при Гераклее римляне проиграли, хоть и сопротивлялись отчаянно. Но фаланга Пирра и особенно боевые слоны склонили чашу весов в пользу греческого царя. Несколько сотен римлян попало в плен. В какой-то момент Пирр, желая показать благородство своей души (а попутно - пытаясь примириться с римлянами) сделал широкий жест - отпустил всех пленных. И что вы думаете? Пленников назад, конечно, приняли, но жизнь у них отныне была не сахар.
"Римские сенаторы получили в свое распоряжение большое число пленных, отпущенных царем Пирром, и постановили следующее: те из них, которые служили в кавалерии, переходят в пехоту, а бывшие пехотинцы приписываются к вспомогательным отрядам пращников. И чтобы никто из них не смел разбить палатку в лагере и не окружил валом и рвом любое назначенное им место вне лагеря, и вообще никаких палаток, сделанных из шкур. А к прежнему роду службы каждый из них мог вернуться только после доставки доспехов, снятых с двух врагов. Устрашенные этими карами, они из безобразных должников Пирра превратились в самых сильных его врагов", - пишет Валерий Максим.
Каждый десятый ответит за всех
Так ковалась римская дисциплина. Но в случае с пленниками Пирра сенат поступил, можно сказать, мягко. Куда более сурово наказывались те, кто постыдно проявил себя в бою, например, решил спастись бегством. Для таких малодушных товарищей существовал обряд децимации (decimatio). Древнегреческий историк Полибий в деталях рассказывает об этом наказании:
"Если иной раз попадает в одну и ту же беду довольно большое число солдат, если под натиском неприятеля целые манипулы покидают свои места, то римляне не имеют обыкновения подвергать наказанию палками или смертью всех виновных, - пишет Полибий. - Выход из этого положения они находят в одно и то же время и удобный, и устрашающий, именно: трибун собирает легион, вперед выводит солдат, покинувших свои места, и жестоко укоряет их, а затем из числа всех, проявивших трусость, выбирает по жребию пять-десять-двадцать человек, словом в каждом случае столько, чтобы получилось около десятой доли всех виновных, и тогда тех, на кого падет жребий, подвергает беспощадному наказанию палками, остальным велит выдавать положенную меру ячменя вместо пшеницы, палатки их приказывает ставить за окопами, ограждающими лагерь".
Если вы считаете, что палками - это не очень больно, ошибаетесь. После экзекуции выживали немногие, а тот, кто выживал, вынужден был покинуть не только лагерь, но и вообще пределы Римского государства. И не возвращаться до конца дней. Такое наказание было равносильно смерти.
Децимация, скорее всего, появилась очень давно - возможно, еще в те времена, когда Римом правили цари. Но первое письменное упоминание относится к началу V века до нашей эры. В 471 году римляне вели войну с италийцами-вольсками. Армией командовал консул Аппий Клавдий, которого легионеры, мягко говоря, не уважали. Причины были: Аппий отличался звериной жестокостью и весьма скверным характером. Тот случай, когда командир далеко не отец родной. К тому же консул был патрицием, а войско, понятное дело, сплошь состояло из плебеев. А когда плебеи любили патрициев? И однажды солдаты устроили своему нелюбимому командиру "подарок". В разгар битвы с вольсками римляне бросились бежать, хотя имели все возможности сопротивляться.
"Едва выстроилось римское войско на поле сражения, как в позорном бегстве устремилось назад в свой лагерь, - описывает этот случай Тит Ливий. - Оно не прежде остановилось, как приметив, что войско вольсков уже проникает в лагерные окопы и избивает задние его ряды. Вынужденное тогда к битве, римское войско отбило неприятеля уже победителя от лагерных окопов. Таким образом ясно обнаружилось, что римское войско не хотело только допустить взятие лагеря; но что поражение и позор соответствовали его тайным намерениям".
Представляете, как рассвирепел Аппий Клавдий? Он хотел тут же устроить суд над негодными воинами, но вольски наседали на лагерь и разборки пришлось отложить. К тому же трибуны убедили консула, что это была случайная слабость, что дальше легионеры поведут себя как истинные римляне - будут сражаться, как львы. Увы. Как только римское войско выступило из лагеря, вольски напали на него из засады и стали так колошматить, что римляне были вынуждены спасаться бегством - бросив щиты, пилумы и даже знамена.
Такого эпичного позора Аппий Клавдий перенести уже не мог.
"Созвав воинов, консул не щадил справедливых ругательств для войска, изменившего своим обязанностям, поправшего все уставы дисциплины, оставившего свои знамена, - продолжает Тит Ливий. - Обратясь к каждому воину по одиночке, консул спрашивал его, где его оружие, где его значки, называя их воинами без оружия и знаменосцами без знамен. Вслед за тем консул приказал сотников и заслуженных воинов, оставивших свои ряды, наказать розгами и отрубить им головы. Из остального войска десятый человек подвергся смертной казни".
Измена карается смертью и вечным позором
Так поступали с трусами и паникерами. Еще более суровым было наказание для предателей. Там одной смертной казнью дело не ограничивалось.
В начале войны с Пирром взбунтовался целый римский легион, набранный из жителей Кампании (это там, где сегодняшний Неаполь - до сих пор Кампанию населяет весьма борзый народец). Нет, воевать эти парни не отказывались, драться они любили. Проблема в другом. Кампанцы во главе со своим командиром Децием Юбеллием стояли гарнизоном в греческом Регии, как бы защищая город от Пирра. А потом, воспользовавшись тем, что эллины перепились на очередной вечеринке в честь какого-то бога, перебили городскую верхушку и взяли бразды правления городом в свои руки. При этом, как пишет историк Аппиан, жен знатных греков взяли в жены себе. Не пропадать же красоте?
И консул, и сенат попытался образумить кампанцев, но куда там? Деций Юбеллий решительно заявил, что ему надоело служить сенату и народу Рима, что голову его вскружил пьянящий дух свободы и теперь он не начальник какого-то там гарнизона, а тиран независимого Регия. Понятно?
Эта независимость длилась около десяти лет. Риму все это время было не до Регия и не до Юбеллия - шла напряженная война с Пирром, с самнитами, с этрусками, с галлами. Тогда, казалось, вся Италия встала на дыбы. Но в 270 году пожар потушили и пришло время вплотную заняться сепаратистом Децием. Разговор получился коротким, расправа - суровой.
"Посланный римлянами для упорядочения тамошних дел Фабриций (консул Гай Фабриций Лусцин, эталон римской добродетели - Авт.) отдал город оставшимся еще в живых регинцам, а из гарнизона виновников отпадения послал в Рим, где они были подвергнуты бичеванию посредине площади, головы у них были отрублены и тела выброшены непогребенными".
Что интересно, сам Деций Юбеллий избежал позорного наказания. Возможно, потому, что к тому времени новоиспеченный тиран окончательно ослеп. По этой причине бунтовщику было великодушно дозволено покончить жизнь самоубийством.
Что он и сделал дрожащей рукой.
Источники: Полибий. Всеобщая история/ Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения/ Тит Ливий. История Рима от основания города/ Аппиан. Римская история
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Священная весна — самый жестокий обряд в Древнем Риме
Как в Византии наказывали воина, потерявшего свой щит