Добрый день!
Очередной проект в области защиты правопорядка не может оставить равнодушным, пожалуй, никого, кто о нём слышал. Если Вы ещё не в курсе дела, то сообщаю:
В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, направленный на расширение полномочий сотрудников правоохранительных органов.
В число новых возможностей силовиков (при окончательном одобрении законопроекта) войдут:
- оцепление жилых домов и ограждение территорий в случае необходимости (например, террористической угрозы);
- вскрытие автомобилей (если подобные действия направлены на спасение жизней и защиту граждан);
- разрешение на применение огнестрельного оружия при совершении действий, расценивающихся как угроза нападения на полицейского.
Общественные мнения по поводу новых полномочий сотрудников правоохранительных органов разделились мгновенно, и это немудрено.
Активисты законопроекта приводят доводы в его защиту, основываясь на том, что действующих прав полицейских недостаточно для осуществления деятельности в полной мере.
Например, разрешение вскрывать автомобили объясняется тем, что ситуации бывают разными и иногда полицейский, оказавшийся рядом с транспортным средством, в котором совершается правонарушение, просто не имеет права его пресечь.
Член комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в своём интервью «Газете.Ru» привёл очень яркий пример – запертый в автомобиле ребёнок на жаре.
Что касается применения огнестрельного оружия, то объяснения сводятся снова к действующим правилам.
Полицейский может открыть огонь только в случае, если нападающий стремится отнять у него табельное оружие или же ради защиты граждан, на которых совершается агрессивное физическое нападение. Как я уже упоминал, новые полномочия расширяются до применения оружия в ситуациях, расцениваемых, как нападение на силовика.
Опять же, в случае откровенной агрессии со стороны вооруженного человека, который стремится убить полицейского, вступившегося, к примеру, за избиваемую на улице женщину, это понятно. Но ведь не все до единого случаи таковы.
Вот ещё одна, к примеру, ситуация. Старушка с не самым покладистым характером отправилась прогуляться по парку, не обращая внимания на правила режима самоизоляции. Сотрудник полиции сделал ей замечание, а она ответила ему заявлением из разряда: «Да дела мне нет до ваших режимов!». И по-стариковски, погрозила, замахнувшись, клюкой. Что делать полицейскому в этом случае?
Приведённый пример сводится к тому, чего опасаются не только юристы, но и граждане.
Того, что новые полномочия ещё больше «раскрепостят» силовиков и дадут им возможность действовать отнюдь не ради общественного благополучия, а скорее, своего собственного.
Напоследок добавлю, что настроения у тех, кто знает о законопроекте (а таковых немало, потому как СМИ весьма активно распространили эту новость) по большей части негативные. И в нововведениях видится именно угроза, а не благо. И если действующие порядки ещё оставляют гражданам возможность отстоять свои права в случае конфликтов с правоохранительными органами, то после расширения полномочий это, возможно, будет более затруднительно.