По счастливому стечению обстоятельств в 21 год я становлюсь художницей по костюмам на полнометражной картине, которая сначала назвалась «Элиза» и потом несколько раз переименовывалась. Вот так я пропустила все ступени цеховой иерархии и сразу в дамки. И хотя я уже работала с профессиональными актёрами на коротком метре маминой подруги-режиссёрки, всё равно свой первый настоящий опыт работы я получала на этой картине. На «коротышке» всё было слишком по-дружески, и от меня много не требовалось. Тут же мне нужно было углубляться в каждого персонажа по отдельности и, как сыщику, доискиваться до их сути.
С главной актрисой Марией Ремер, она же Элиза, мы встретились на Мосфильме. Меня поразили её огромные аквамариновые глаза и очень необычная внешность. Для неё этот проект был первым опытом в кино, и она не знала, как что должно происходить, что было огромным благом для меня, потому что она с усердием мне помогала. Её персонаж художницы был мне близок, мы закончили художественную спецшколу, и я прекрасно знала, как она должна выглядеть. Костюмы мы собирали для фильма вместе, какие-то вещи выпросили у её одногруппниц, какие-то она достала из собственного гардероба, а что-то нашлось и у меня. В итоге у нас получился живописный образ в приглушённых тонах, как и хотел режиссёр.
На второго главного актёра Анара Халилова, игравшего романтический интерес юной художницы, одежду я по большей части покупала, куртку на него одолжил друг моей сестры и только джинсы и ботинки были его личные. Он уже был опытным киношником по сравнению с нами, до этого снялся в двух полных метрах и мини-сериале. На примерках я очень стрессовала, боялась, что ничего не будет подходить, но приветливость и юмор Анара быстро меня к нему расположили. Персонаж получился на мой взгляд сереньким, но тоже выразительным.
Мы снимали в октябре, температура стояла плюсовая, но на долгих натурных сменах всё равно промерзаешь. Маша мёрзла больше всех. Признаюсь, у неё были не самые тёплые костюмы. Её не спасали ни термобельё, ни несколько пар носков.
Киноэкспедиция протекала на Оке в Велегоже, Тульской области. Сначала мы всей съёмочной группой жили на туристической базе в деревянных домиках. В один большой поселили женщин из разных департаментов, и у нас получилось что-то вроде общаги. Такая атмосфера не понравилась продюсерам, и нас с частью группы отселили в пансионат неподалёку. Под расселение попали и все актёры, кроме Маши, она осталась на старой деревянной базе. Нам с сестрой почему-то дали разные комнаты, но мы всё равно заселились вместе. Будучи близнецами, нам привычнее было делиться. Нашим соседом оказался Анар, его дверь была прямо напротив. Периодически нам приходилось его будить, и он открывал дверь сонный, в одном полотенчике. Было, чем порадовать глаза, у Анара восхитительная фигура.
Когда мы снимали в велегожской квартире, которая по сценарию была квартирой персонажа Анара и его родителей, хозяйка квартиры тоже была на смене, блюла порядок. Анар готовился к эмоциональной сцене, вышагивал по кухне загнанным зверем, тёр лицо до красноты и вдруг начал рыдать. Я была там же и его не трогала, но у хозяйки сжалось сердце, она подумала, что мальчика довели на съёмках, накапала в рюмку корвалола и приставала к нему, чтобы он выпил. От этой сценки я чуть не взорвалась со смеху, а Анар, отвергая рюмку, вылетел в кадр играть на разрыв аорты.
Как-то после одной из смен мы возвращались на ужин в пансионат, а дверь в столовую оказалась закрыта. Нам уже выставили на столы еду, мы видели тарелки в освещённых окнах. Связи с поварами не было никакой. Тогда Анар, внезапно обнаруживая свой цирковой опыт, объявил: «Номер исполняет хач-трюкач!», в мгновение вскарабкался вверх по лестнице, перемахнул ограду, прыгнул в приоткрытое окно, прошёл внутри зала к двери и открыл её для всех. Мы снизу ему громко аплодировали.
В финальную смену Маша очень перенапряглась, она целый день играла сцену аборта, и была совсем не в настроении. Я даже не помню её на нашей экспресс Шапке, так тихо она сидела. С Анаром мы выпили на брудершафт и ехали обратно в одном автобусе, усталые просто спали друг на друге.
Основной съёмочный период длился всего 12 дней. Этого времени, конечно, не хватило, чтобы отснять всё задуманное режиссёром. Непростые съёмки, всё наспех, мы переживали за качество. Фильм попал в бесконечный постпродакшен и раздел прав между Аллой А. и режиссёром.
Мы оставались с ребятами на связи. С Анаром я переписывалась и очень часто невзначай сталкивалась в метро: дверь вагона открывается, и передо мной стоит он собственной персоной, улыбается, как обычно, во весь рот. Маша нас приглашала на свои студенческие спектакли, и мы всегда с радостью на них ходили. Нам она казалась самой талантливой из всех своих одногруппников. Одинаково круто вживалась в роль и бабки-торгашки, и Тургневской барышни, и зэчки. Не так давно она создала арт-центр «Эфир» и, помня былую теплоту, позвала на открытие. В стильном пространстве одной из башен-цистерн Армы яблоку негде было упасть, собрался весь сок московского творческого движа. Жаль, Анара только не было.
Текст Радмилы Мигулиной
Читайте также: Как я очень сильно хотела работать в кино. Мой первый опыт был полным сюром.
Если какая-то специфическая лексика вызвала у вас затруднения, у нас есть киношный словарик: Флюшка, хлам и пасхальный план или 30 главных слов киношника
Спасибо, что прочитали!
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки!
#кино
#художник по костюмам
#радмила мигулина
#вызывной на 6:15
#личный опыт