В современной системе образования появляется все больше церковных школ, в светских школах появляются предметы связанные с религией. Некоторые думают, что это благоприятно отразится на детях, другие говорят обратное. Ответ на этот вопрос может показать история. Надо отметить, что в жизни общества уже был период церковных школ. Такие школы помогли окрепнуть целому государству.
С распадом Римской империи начался кризис школьного образования. В этот период в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К первым относились школы грамматиков и риториков, ко вторым – церковные школы.
Античные школы исчезли не сразу. Так, король Теодорих и его наследники (V в.), проводя курс на сближение остготской и итало-римской знати, материально поддерживали труд грамматиков и риторов. Во Франкском государстве при династии Меровингов (V-VI вв.) в Галии, Аквитании, Бургундии действовали школы, ученые кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. При дворе собирались любители греко-римской литературы. По примеру римских императоров была основана дворцовая школа (scola palatine). Северофранкская знать в конце VI в. не только изъяснялась, но и писала по-латыни.
Однако, к VII в. школы античного типа полностью исчезли. Произошло это в силу ряда причин – постоянные войны, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных учебных заведений, но главное – потому, что распалось античное общество, которое обслуживало эти школы.
Школьное дело в V-VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных церковных школах. Говоря о подобном упадке, один из образованных свидетелей того времени писал: «Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает».
В целом, в докаролингскую эпоху отдельные очаги культуры и образованности сохранялись только на окраинах Европы – в Испании, Ирландии, Англии, а также в далекой от них Италии – и были совершенно лишены связи друг с другом.
Для наступления нового культурного подъема необходимо было воссоединить в едином центре все сохранившиеся остатки античной и христианской культуры. Этим центром стало в конце VIII – IX вв. Франкское королевство, а подъем образованности и культуры получил название Каролингского Возрождения.
Вершины своего могущества Франкское государство достигло при правлении Карла Великого. Созданный Каролингами столь крупный государственный организм для своего нормального функционирования нуждался в образованных чиновниках. Однако наличное состояние обучения и образования было весьма плачевным. В среде не только светской знати, но и чиновников редкой стала даже грамотность. Только духовенство по большей части было грамотно, а также сохранило некоторые навыки управления, хозяйствования и суда. Поэтому Карл Великий, опираясь на кадры церковной администрации, должен был создать администрацию светскую.
Уже в первом своем капитулярии в 769 г. Карл предписывает отстранить от ведения службы неграмотных священников, а затем в посланиях к епископам он требует принятия мер по ликвидации неграмотности духовенства.
Культура каролингской эпохи была прежде всего школьной культурой: первоочередная задача времени – необходимость эффективной системы образования – реализовывалась путем создания широкой системы школ. «Капитулярий о науках» (787 г.) предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Была сделана попытка организовать и обучение мирян. Так в капитулярии 802 года предписывается, чтобы «каждый посылал детей своих в школу, которую дети должны прилежно посещать».
Наиболее известными были школы при монастырях Сант-Галь, Сент-Рикье, Корбье, Фульда, Сент-Вендергизил, в Туре, Лионе. Центром этой сети школ была придворная школа в столице Империи Ахене. При Карле Великом и по его инициативе в ней стали изучать латинский язык, классическую литературу, Священное Писание и семь «свободных искусств».
В раннесредневековой Европе сложилось два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования – большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах – 7-10-летние, в больших школах – более взрослые).
В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучали всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.
В школах царили жестокие наказания: голод, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, носу, ушам, спине, позже по голому телу. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предполагалось вбивать кулаками.
Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.
Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь. Оно приобщало учеников к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь заучивали сначала наизусть, затем (после усвоения алфавита) читали.
Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху. Лишь избранные использовали весьма дорогой пергамент (доVI в.), перья и чернила из сажи.
Церковные школы, где давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Первые формулы такой программы для средневековой Европы выработали философы-педагоги Марциан Капелла (410-427), Боэций, Кассиодор, Исидор (570-636), Алкуин. Их учебники по программе семи свободных искусств пользовались популярностью вплоть до XIV в.
Однако организация школ составляла лишь одну сторону проблемы создания эффективной системы образования. Гораздо более остро стоял вопрос о том, кто будет вести обучение в этих школах. Среди франков таковых не оказалось, и Карл должен был пригласить учителей из-за границы.
Из Рима Карл пригласил преподавателей грамматики и арифметики, архитекторов и скульпторов. Именно итальянские схолархи стоят у начала Каролингского Возрождения. Грамматик Петр, диакон Пизанский, стал первым главой придворной школы, где преподавал латынь. Он составил учебник по грамматике, посвятив его королю. Павел Варнефрид Диакон, один из самых авторитетных членов Академии, писал церковные гимны, стихотворные послания, акростихи, учил греческому языку.
Из Испании ко двору Карла Великого прибыли Агобард и Теодульф. Теодульф был одним из ближайших помощников Карла в создании системы образования. Теодульф предписывал при монастырях открывать школы, создал несколько школ высшего типа. Из Испании приехали Дунгал, консультант Карла по научным вопросам; Клемент, написавший учебник по грамматике, который вытеснил грамматику Петра из Пизы.
Центральной фигурой первого периода Каролингского Возрождения является англосакс Алкуин (730-804 гг.). Во время возвращения из Рима в Англию в 781 г. он встретился в Парме с Карлом Великим, который уговорил Алкуина стать во главе дворцовой школы. В 782 г. Алкуин явился в Ахен со своими учениками Сигульфом, Фридугизом и Виттоном. Главным содержанием его деятельности во главе придворной школы была разработка программы курса обучения (так называемого куррикулюма), составление учебников и установление эффективной методики преподавания.
В 814 г. умер Карл Великий и императором стал его сын Людовик Благочестивый (814-840 гг.). Это событие означало начало конца Каролингской империи, хотя в течении некоторого времени ее «золотой век» продолжал оказывать воздействие на культурное развитие каролингского общества. Процесс социальной дезинтеграции распространился и на культуру. Придворная Академия, бывшая центром интеллектуального развития предшествующего периода, прекращает свое существование; постепенно угасали светские тенденции в культуре – она вновь уходила в монастыри.
Главное значение Каролингского Ренессанса заключается не только в сохранении и переработке элементов культуры, переданных IV-V веками, но также и в проникновении этой культуры – через посредство каролингской школы – в относительно более широкие круги. Это и послужило основой средневековой культуры последующих столетий.