Найти тему
Сергей Февралев

Художники нашего кино.

Я художник кино. Кто я такой и чем занимаюсь не знает практически никто кроме редких специалистов. И пишу я все это только потому что хочу рассказать об этой профессии.

Когда кино только зарождалось, для съемок достаточно было сделать небольшую выгородку, так как камера была статичной и однонаправленой. Со временем кинодекорации стали сложнее.

Когда кино только зарождалось, то основной задачей декорации было художественно обозначить место действия. Но очень скоро при разработке кинодекораций встали более сложные задачи.

Когда кино только зарождалось, оно опиралось на опыт театральных художников. Но шаг за шагом художники переосмысливали киноизображение, превратив кино в самобытный вид искусства.

Вот об этих людях и пойдет речь. Я решил сделать список из 15 отечественных художников-постановщиков, которые придумали кино как изображение. Которые своими экспериментами с пространством, текстурой, атмосферой, стилем, замыслом выводили кино на новый и новый эволюционный виток.

Но для начала одно размышление. Не знаю, как так получилось, но сложилось мнение, что все что вы видите в кино это заслуга режиссера. Вся кинокритика и киноведение строится на этом мнении. И даже стилистику изображения очень часто приписывают личности режиссера. Но это не так. Это сложно увидеть в случае, когда режиссер на протяжении многих лет работает с одним и тем же художником. Эльдар Рязанов с художником Александром Борисовым поставили 13 фильмов. Но у Рязанова до этого золотого периода были совершенно другие картины. Более яркий пример: Марк Захаров работал с разными художниками, и, при его ярко театральном методе существования актеров, насколько разные изобразительно его картины. Каждый художник менял стилистику режиссера. Как отчетливо видно изменение изображения в работе у Андрея Тарковского, когда с ним вместо художника Евгения Черняева начал работать художник Михаил Ромадин. Этот момент отмечен ярчайшей сменой стиля, подхода, осмысления. Это самые наглядные примеры, а есть более тонкие, оттеночные. И вот я вижу, что эта история отечественного кинематографа не написана никем. История о том, как художники поэтапно придумывали кино, развивали его, усложняли. Так что для начала вот вам ознакомительный список самых важных художников в нашем кинематографе.

-2

1. Владимир Евгеньевич Егоров (1878—1960)

Дубровский (1936), Доктор Айболит (1938), Василиса Прекрасная (1939), Суворов (1940), Кутузов (1943), Воздушный извозчик (1943), Адмирал Нахимов (1946).

-3

2. Евгений Евгеньевич Еней (1890—1971)

Шинель (1926), Пирогов (1947), Академик Иван Павлов (1949), Дон Кихот (1957), Дон Сезар де Базан (ТВ, 1957), Мистер Икс (1958), Гамлет (1964), Король Лир (1970).

-4

3. Иосиф Аронович Шпинель (1892—1980)

Пышка (1934), Гаврош (1937), Александр Невский (1938), Первопечатник Иван Фёдоров (1941), Иван Грозный (1945-1946), Повесть о настоящем человеке (1948).

-5

4. Исаак Петрович Махлис (1893—1958)

Спящая красавица (1930), Чапаев (1934), Женитьба (1936), Небесный тихоход (1945), Золушка (1947), Александр Попов (1949).

-6

5. Владимир Павлович Каплуновский (1906—1969)

Строгий юноша (1935), Белеет парус одинокий (1937), Трактористы (1939), Два бойца (1943), Весна (1947), Деловые люди (1962), Дайте жалобную книгу (1965), Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966).

-7

6. Евгений Иванович Куманьков (1920—2012)

Садко (1952), Илья Муромец (1956), Капитанская дочка (1958), Мёртвые души (1960), 12 стульев (1971), Иван Васильевич меняет профессию (1973), Не может быть! (1975).

-8

7. Евгений Александрович Черняев (1921—1992)

Звёздный мальчик (1958), Иваново детство (1962), Андрей Рублёв (1966), Легенда о Тиле (1976), Тегеран-43 (1980), Любимая женщина механика Гаврилова (1981), Друг (1987).

-9

8. Александр Тимофеевич Борисов (1927—2017)

Тридцать три (1965), Анна Каренина (1967), Станционный смотритель (1972), Сто дней после детства (1975), Ирония судьбы, или с лёгким паром (1975), Служебный роман (1977), Гараж (1979), О бедном гусаре замолвите слово (1980), Жестокий романс (1984), Небеса обетованные (1991).

-10

9. Марксэн Яковлевич Гаухман-Свердлов (1929—1997)

Начальник Чукотки (1966), Начало (1970), Принц и нищий (1972), Нос (1977), Тема (1979), Асса (1987), Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви (1989), Дом под звёздным небом (1991).

-11

10. Константин Иванович Загорский (1933)

Волшебная лампа Аладдина (1966), Остров сокровищ (1971), Москва — Кассиопея (1973), Отроки во Вселенной (1974), Через тернии к звёздам (1980), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1982), Мио, мой Мио (1987).

-12

11. Людмила Михайловна Кусакова (1935—2020)

Обыкновенное чудо (1978), Покровские ворота (1982), Город Зеро (1988), Цареубийца (1991), Андерсен. Жизнь без любви (2006), Волкодав из рода Серых Псов (2006), Палата № 6 (2009).

-13

12. Николай Львович Двигубский (1936—2008)

1969), Дворянское гнездо (1969), Дядя Ваня (1970), Визит вежливости (1972), Зеркало (1974), Сибириада (1978), Васса (1983).

-14

13. Александр Соломонович Бойм (1938—2015)

Город мастеров (1965), Король-олень (1969), Дворянское гнездо (1969), Слёзы капали (1982), Пеппи Длинныйчулок (1984).

-15

14. Бори́с Лейбович Бланк (1938)

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён (1964), Похождения зубного врача (1965), Гори, гори, моя звезда (1969), Розыгрыш (1976), Мой ласковый и нежный зверь (1978), Старый Новый год (1980), Успех (1984).

-16

15. Михаил Николаевич Ромадин (1940—2012)

Первый учитель (1965), История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967), Дворянское гнездо (1969), Солярис (1972).

P.S. Когда готовил эту статью, пожаловался коллеге, что не могу найти фотографию художника Владимира Каплуновского. А этот художник, между прочим, кроме того, что являлся действительно уникальным мастером, но еще и был главным художником киностудии Мосфильм. Коллега с присущим ему чувством юмора ответил: «А любую фотографию вставь. Все равно никто не знает кто такой Каплуновский, и как он выглядит. Как, впрочем, и любой другой художник. Никто и не заметит.»