Найти тему
Дана Мигранова

Сериал "Зулейха открывает глаза" оскорбил защитников патриархата

Кадры из сериала "Зулейха открывает глаза"
Кадры из сериала "Зулейха открывает глаза"

Сейчас канал "Россия 1"показывает сериал "Зулейха открывает глаза" по роману Гузель Яхиной. Он вызвал шквал негодований со всех сторон: оскорбились защитники Сталина, СССР, мусульманское духовенство, некоторые татары.

Самое интересное, что роман вышел в 2015 году и получил множество престижных премий (литературная премия «Большая книга», литературная премия «Ясная Поляна», номинация «XXI век», 2015 — литературная премия «Книга года», 2017 — литературная премия «Премия Читателя»).

К 2017 году роман переведен на 18 языков.

Но именно с выходом сериала со всех сторон послышались возгласы негодования.

Я не хочу сейчас разбирать, как показана история СССР, сталинизм и репрессии в романе, а предлагаю рассмотреть лишь первую часть, когда еще Зулейха живет в своей деревне. Из всей книги мне больше всего понравилась именно эта часть.

Первую главу ругают татарские националисты за "искажение истории татар". Посмотрим, что же так возмутило ревнителей истории. Там описан один день замужней женщины. Муж старше ее на 30 лет, Муртазе было 45, когда он женился на 15-летней Зулейхе. На момент начала романа мужу и жене соответственно 60 и 30 лет.

Кадры из сериала "Зулейха открывает глаза"
Кадры из сериала "Зулейха открывает глаза"

Честно говоря, волосы встают дыбом, когда читаешь описание всего лишь одного будничного дня! Зулейха встает затемно, раньше всех, первое, что делает каждое утро - выносит ночной горшок слепой свекрови, Упырихи, которая третирует ее. Зулейха чистит снег во дворе, заготавливает дрова, кормит скотину, готовит, убирается, полностью обслуживает мужа и свекровь. День ее занят с утра до вечера. Вот, например, что надо сделать, если свекровь внезапно захотела принять баню ближе к вечеру, когда Зулейха уже не может стоять на ногах от усталости:

Сначала расчистить в снегу дорожку к бане (утром не чистила – не знала, что придется топить). Затем натаскать воды из колодца – двадцать ведер, Упыриха любит поплескаться. Растопить печь. Сыпануть орехов бичуре за скамью, чтобы не шалила, не гасила печь, не подпускала угара, не мешала париться. Вымыть полы. Замочить веники. Принести с чердака сушеных трав: череды – для омовения женских и мужских тайных мест, мяты – для вкусного пара; заварить. Расстелить чистый палас в предбаннике. Принести чистое белье – для Упырихи, для Муртазы, для себя. Не забыть подушки и кувшин с холодной питьевой водой.

Муж и свекровь зовут ее "мокрой курицей", лентяйкой, бьют, не дают нормально поесть. Муж насилует ее (иначе этот акт не назовешь), при малейшей неудаче обвиняя несчастную Зулейху, что она плохо возбуждает его... Жизнь Зулейхи - это существование бесправной, забитой рабыни, рабочего скота.

Муртаза делает еще один шаг и черенком выбивает черпак из рук Зулейхи. Подходит, рывком кидает ее на нижнюю лэукэ – Зулейха больно ударяется коленями и простирается на полке.
– Лежи смирно, женщина, – говорит он.
И начинает бить.
Метлой по спине – это не больно. Почти как веником. Зулейха лежит смирно, как и велел муж, только вздрагивает и царапает ногтями лэукэ при каждом ударе, – поэтому бьет он недолго. Быстро остывает. Все-таки хороший муж ей достался.
Потом она его парит и моет. Когда Муртаза выходит в раздевальню охолонуть, перестирывает белье. Самой вымыться уже нет сил – усталость проснулась, налила тяжестью веки, замутила голову, – кое-как ведет мочалом по бокам и ополаскивает волосы. Остается только вымыть полы в бане – и спать, спать…

А вот описание "супружеского долга" вечером того же бесконечного тяжёлого дня:

Муртаза нетерпеливыми руками спускает с нее шаровары (досадливо крякает – вот ведь лентяйка, еще не разделась!), укладывает на спину, задирает кульмэк. Его рваное дыхание приближается. Зулейха ощущает, как лицо накрывает длинная, еще пахнущая баней и морозом борода мужа, а недавние побои на спине ноют под его тяжестью.
Во время исполнения супружеского долга Зулейха обычно мысленно сравнивает себя с маслобойкой, в которой хозяйка сильными руками взбивает масло толстым и жестким пестом. Но сегодня эта привычная мысль не пробивается через тяжелое одеяло усталости. Сквозь пелену сна она еле различает сдавленные всхрипы мужа. Непрекращающиеся толчки его тела усыпляют, как мерно покачивающаяся телега…
Муртаза слезает с жены, отирая ладонью мокрый затылок и успокаивая сбившееся дыхание; дышит устало и довольно.
– Иди к себе, женщина, – толкает ее неподвижное тело.
Он не любит, когда она спит рядом с ним на сяке.
Зулейха, не открывая глаз, шлепает на свой сундук, но не замечает этого – она уже крепко спит.

Хочу успокоить националистов - это вовсе не плевок в адрес татар, это общая черта всех патриархальных обществ. Возьмите, например, "Тихий Дон" - отец насилует Аксинью, а муж с первой брачной ночи и потом ежедневно избивает молодую жену за то, что досталась "не девочкой". Женщины тяжело и много работают. Это не особенность какой-то одной национальности, русских или татар, а свойство патриархата, где женщина - всего лишь говорящее орудие труда, по ценности ниже скотины, и инкубатор для наследников. К сожалению, эти отголоски слышны и поныне... (кто не согласен, вспомните, как женщине и по сей день внушают быть хорошей хозяюшкой и нарожать побольше детишек, как клеймят чайлд фри и продолжают делить домашние обязанности на "мужские" и "женские").

Первая глава "Зулейхи" Яхиной оскорбила любителей патриархата, которые не могут смириться с мыслью, что женщина - это человек, которые боятся за свою власть, которые могут самоутверждаться только за счет другого, которые хотят, чтоб их обслуживали и не смели перечить.

Я очень рада, что экранизируют произведение, где главная героиня - женщина, и хочу, чтобы современные женщины наконец открыли глаза на свое положение в обществе, потому что отголоски былого бесправия слышны до сих пор и до женского полноправия нам ещё далеко.