Найти в Дзене
Артхив

Они преодолели это: художники, которых закалили невзгоды. Часть 2

Оглавление

Начало - здесь.

Фрэнсис Бэкон

Автопортрет. Фрэнсис Бэкон, 1956
Автопортрет. Фрэнсис Бэкон, 1956

В 1933 году практически никому не известный, но амбициозный художник Фрэнсис Бэкон организовал в Лондоне свою персональную выставку. Ни одной работы продать ему не удалось, единственным результатом стала разгромная рецензия в «Таймс». Спустя три года Бэкон отправил несколько картин на Международную сюрреалистическую выставку, но кураторы их отвергли, посчитав «недостаточно сюрреалистическими». Разочарованный художник уничтожил практически все, что написал к этому времени и некоторое время не притрагивался к холсту.

Фрэнсис Бэкон это преодолел. Он снова заставил себя работать и вскоре нащупал ту манеру, которая сделала его одним из самых узнаваемых, востребованных и дорогих художников XX века. Одним из немногих он добился признания при жизни. Бэкон до самого конца оставался чрезвычайно самокритичным творцом. Он по-прежнему уничтожал свои картины, которые считал неудачными. Но уже не столь часто — ведь теперь ему приходилось выкупать их обратно за десятки тысяч.

Лерой Нейман

Леди Свобода. Лерой Нейман, 1986
Леди Свобода. Лерой Нейман, 1986

В 42-м достигший совершеннолетия Лерой Нейман отправился воевать в Европу. В мемуарах он вспоминал, как накануне высадки в Нормандии им раздали презервативы. Это было практичное решение: презервативы следовало натягивать на стволы, чтобы оружие не испортили песок и вода. Но все, разумеется, шутили напропалую, понимая, что использовать «экипировку» по прямому назначению, многим уже никогда не придется. «Как будто кошмары Иеронима Босха ожили в реальности» — писал он об этом опыте.

Лерой Нейман это преодолел. Он не просто выжил, война принесла ему немалые дивиденды. Во-первых, он понял, насколько хрупка и мимолетна жизнь, и как глупо тратить ее на нелюбимое дело. А во-вторых, получил ветеранскую стипендию в Институте искусства в Чикаго. Прославившись в первую очередь как иллюстратор журнала Playboy, Нейман быстро добился успеха.

Его работы экспонировались в музеях, гонорары вызывали зависть в академических кругах, дружбой с ним гордились Фрэнк Синатра и Мухаммед Али. Официальный художник пяти олимпиад, меценат, профессор живописи, он умер в возрасте 91 года, став воплощением Американской мечты.

Зинаида Серебрякова

За туалетом. Автопортрет. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1909
За туалетом. Автопортрет. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1909

Октябрьская революция застала Зинаиду Серебрякову в родовом поместье в селе Нескучном. Предвидя скорые погромы, Серебряковы бежали в Харьков. Имение разграбили и сожгли, мужа Зинаиды Евгеньевны арестовали. Вскоре после ареста он умер от сыпного тифа. Художница осталась с четырьмя детьми на руках — без средств к существованию, практически на пепелище.

Карточный домик. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1919
Карточный домик. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1919

Зинаида Серебрякова это преодолела. Сторонясь соцреализма и модных авангардистских течений, она перебивалась случайными заработками в Харькове, а позднее в Петрограде. А в 24-м сумела выбраться в Париж, где продолжала работать на износ. На первых порах во Франции ей приходилось нелегко. Каким-то образом ей удалось забрать из СССР двоих детей, еще двое остались за железным занавесом (их художница увидела почти 40 лет спустя). Константин Сомов, видевшийся с Серебряковой в Париже, писал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают».

Булочница с улицы Лепик. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1927
Булочница с улицы Лепик. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1927

Она не опускала рук, продолжала исступленно работать и добилась признания — сначала за границей, а после и в Советском Союзе. Во времена «оттепели» ее выставки с успехом проходили в Москве, Ленинграде и Киеве. Впрочем, в СССР Зинаида Евгеньевна не приезжала ни разу.

Иван Мясоедов

Автопортрет. Иван Григорьевич Мясоедов, 1900-е
Автопортрет. Иван Григорьевич Мясоедов, 1900-е

Иван Мясоедов, сын известного передвижника Григория Мясоедова — того самого, с которого Репин писал Ивана Грозного, — не спешил распахнуть объятия советской власти. После революции он служил в армии Деникина кем-то вроде атташе по культурным вопросам. Потом в Крыму его арестовали чекисты и бросили за решетку с тем, чтобы утром расстрелять.

Иван Мясоедов. кадр из фильма «Игры императрицы» (1929 г.)
Иван Мясоедов. кадр из фильма «Игры императрицы» (1929 г.)

Иван Мясоедов это преодолел. Человек недюжинной силы и профессиональный атлет, он выломал прутья голыми руками (по крайней мере, так он рассказывал сам) и бежал в Германию.

Улица в Берлине. Иван Григорьевич Мясоедов, 1920
Улица в Берлине. Иван Григорьевич Мясоедов, 1920

Иван Мясоедов был недурным художником — на его счету десятки очаровательных пейзажей и несколько изрядных портретов. Однако прославился он на другом поприще — пожалуй, Иван Григорьевич — самый знаменитый фальшивомонетчик в истории человечества. Фунты и доллары выходили у него «как живые» — Мясоедова неоднократно арестовывали, но всякий раз отпускали — слишком уж ценен был этот талант. В годы второй мировой его услугами охотно пользовался Гитлер — нарисованные Мясоедовым (также известным под фамилией «Зотов») банкноты должны были подорвать экономику Англии и США. Не то, чтобы Ивану Григорьевичу так нравились фашисты. Просто на фоне большевиков они казались ему меньшим злом.

Томас Икинс

Автопортрет. Томас Икинс, 1902
Автопортрет. Томас Икинс, 1902

Томас Икинс — художник, фотограф и педагог — был признан классиком американского реализма уже после смерти. При жизни ему приходилось сталкиваться с непониманием — его методы преподавания казались современникам слишком прогрессивными. Икинс одним из первых отказался от гипсовых статуй в качестве моделей и ввел практику обнаженного позирования в смешанных классах, где учились и юноши, и девушки.

Когда Томас Икинс возглавлял Академию изящных искусств Пенсильвании, он в одном из таких классов велел натурщику снять набедренную повязку — по меркам 1886 года это было шокирующим проявлением свободомыслия. Художника уволили с поста директора со скандалом.

Томас Икинс это преодолел. Он ушел с высоко поднятой головой, за ним последовало немало его учеников. Вскоре Икинс преподавал в Институте Дрекселя в Филадельфии. Правда, оттуда его тоже уволили — по той же самой причине.

Эдвард Мунк

Автопортрет после испанского гриппа. Эдвард Мунк, 1919
Автопортрет после испанского гриппа. Эдвард Мунк, 1919

Эдвард Мунк был чрезвычайно болезненным персонажем. «Болезни, безумие и смерть заглядывали в мою колыбель и сопровождали меня в течение всей жизни» — говорил он. Алкоголь, наркотики, паранойя, мучительный роман с Тулой Ларсен, окончившийся ее попыткой покончить с собой и простреленным пальцем художника — все это отнюдь не укрепляло его здоровья.
В 1918 году Мунк подхватил Испанский грипп, свирепствовавший в Европе и унесший миллионы жизней.

Эдвард Мунк это преодолел. Человек, который не мог похвалиться ни высоким уровнем социальной ответственности, ни крепким иммунитетом, он выздоровел и дожил до 80. В память об этом эпизоде он оставил два автопортрета — с Испанским гриппом и после него.

Моне и Ренуар, Репин и Яблонская, стойко продолжавшие рисовать даже в немощи… Обри Бёрдслей, с 7 лет знавший, что обречен… Список тех, что творил вопреки роковым обстоятельствам, можно продолжать и продолжать. Да, они это преодолели.

Автор: Андрей Зимоглядов, artchive.ru