Раньше я относилась к гаджетам и телевизору нейтрально. Когда ребенок был маленьким, ему нравились музыкальные клипы, а мультфильмы совершенно не увлекали. Поэтому вопрос включать или не включать даже не стоял. Когда сын подрос, интерес к мультикам проснулся. Но я бы не сказала, что у него было большое желание смотреть их весь день. Пару раз включили развивающие: изучение букв, счета, цветов на русском и английском. Я пришла к выводу, что лучше мы будем ходить на занятия, где это все покажут и расскажут без применения техники.
Пообщавшись на эту тему с подругами, я пришла к выводу, что в мультфильмах больше вреда, чем пользы. Многие подруги рассказывают, что дети после просмотра становятся нервными, перевозбужденными, просят еще, и все это может закончиться полноценной истерикой. Юные зрители долго не могут прийти в себя после эмоционального всплеска, потом они не могут уснуть и сосредоточиться на других занятиях. Особенно это касается эмоциональных детей, как мой.
А когда мы планово проходили детских специалистов, офтальмолог подчеркнул, что в дошкольном возрасте очень легко испортить ребенку зрение гаджетами. Он сказал, что телевизор и планшет не должен присутствовать в жизни малыша не более 20—30 минут в день. Так я стала ярой противницей мультфильмов.
Сейчас сыну почти 6 лет, и до карантина я даже не задумывалась о том, чтобы вернуть их в его жизнь. Каждый день у нас расписан: занятия боксом, подготовка к школе, занятия английским — все это прекрасно занимало ребенка на весь день.
Но когда мы оказались запертыми дома, первым сломался муж. Мы оба теперь работаем из дома, и при всем желании развлекать малыша и проводить с ним максимум времени, не можем. Я честно старалась придумать, чем можно заменить мультики. Каждый час придумывала новое занятие: книги, паззлы, рисование, пластилин, подвижные игры. Но это негативно сказалось на моей работе: я часто отвлекалась, на выполнение поставленных задач уходило больше времени. Даже развлекая ребенка по очереди с мужем, мы не успевали доделывать работу вовремя. Вместо того, чтобы лечь спать, приходилось заканчивать свои дела.
Моя мама педагог, для нее просто немыслимо, находясь дома с ребенком, включать мультфильмы. Она считает, что нужно максимально делать упор на развитие: читать больше книг, учиться рисовать, тренировать счет и логику. Я с ней абсолютно согласна, но в самоизоляции для меня это, к сожалению, невозможно. Я долго испытывала угрызения совести по этому поводу, но на данный момент — это единственный выход. Я приняла эту ситуацию — от этого я не стала плохой мамой.
Чтобы просмотр ТВ приносил пользу, мы решили иногда вместо мультиков включать документальные фильмы о животных, записи детских спектаклей, познавательные передачи, мастер-классы, которые сейчас по большей части проводятся бесплатно. А после «киносеанса» будет интересно обсудить увиденное!
Многие мои знакомые уехали на дачу, где есть собственный двор. Им мультики не нужны. Дети могут развлекаться сотнями способов: батут, качели, песочница, ловля насекомых)). И пока они заняты, можно немного поработать.
Кстати, одна из подруг как раз подсказала, чем занять ребенка, когда нет возможности выйти на улицу. Если есть балкон, лучше освободить его для настольных игр, партий в крестики-нолики, разговоров по скайпу с родными, можно считать проезжающие машины (и пытаться узнать логотипы — для мальчишек постарше), прохожих. По-моему, отличная альтернатива прогулке. И развлечение, и свежий воздух, и немного времени для мамы. Конечно, в это время нужно находиться рядом с ребенком, но я, например, могу хотя бы параллельно разбирать рабочую почту.
Еще одна моя подруга, мама двоих детей, наоборот, отказалась от мультфильмов именно в карантин. Так как они с супругом оба находятся в отпуске, времени на общение с малышами прибавилось.
Но дело вот в чем: как только родители ограничили присутствие гаджетов, прошло несколько дней прежде, чем сын и дочка начали проявлять творческий подход к играм. То есть спустя неделю отказа от телевизора, они придумали неимоверное количество развлечений без вмешательства взрослых!
Итак, что можно сделать, если вы дома с детьми, но нужно успевать еще и работать:
- Вместо мультиков можно смотреть детские познавательные передачи, записи спектаклей кукольного театра/театра теней и т.д, документальные фильмы на различные тематики.
- Если без телесеансов не обойтись, лучше заранее договориться с ребенком, что просмотр занимает не больше 20-30 минут. Можно заранее подобрать небольшие по продолжительности ролики.
- Лучше выбирать спокойные, обучающие программы. Не обязательно с цифрами и буквами: есть очень много полезных мультиков, которые расскажут малышу о правилах безопасности, помогут развить эмоциональный интеллект или подтянуть счет и чтение.
- Обязательно устраивать «разгрузочный день», когда дети находят себе развлечение без телевизора: играют в настольные игры, рисуют, лепят из пластилина, собирают паззлы и т.д.
- Вместо прогулок на площадке можно подышать воздухом на балконе, совместив с другими приятными занятиями: играми, общением с родными по видеосвязи.
- Можно привлекать детей к домашним обязанностям (учитывая возраст). Иногда тряпка для пыли и пульверизатор занимают ребенка дольше, чем игрушки.
- Давать малышам возможность остаться наедине с собой. Спустя несколько дней таких экспериментов в детях часто развиваются творческие способности: они придумывают интересные занятия и с удовольствием играют без взрослых.
А как у вас в семье обстоят дела с мультфильмами: стали включать чаще или реже?