Найти тему
История историй

Дядя Гиляй - начало

Оглавление

Владимир Алексеевич Гиляровский — человек крайне непопулярный и неизвестный большинству учителей литературы или истории, человек, который не по учебникам знал свою страну, не из окон поездов смотрел просторы нашей Родины, ее степные просторы и тихие леса...

Памятник Гиляровскому в Москве
Памятник Гиляровскому в Москве

Годы и годы ходил он в молодости по земле своей родины. Менялись губернии, города и села — и вот, снова на горизонте дороги, опять новые приключения. Он был одним из тех, кто пережил суровые годы после революции. Все свободное время в эту эпоху разгула нравов надевал он вытертую кожанку, которая помнила ужас ходынской давки, на которой часто появлялся георгиевский крест в память о храбрых сражениях на полях войны 1877-1878 года с Турцией, и ходил — по различным новым редакциям журналов и газет, по университетам и школам.

Еще одним важным атрибутом нашего героя была отцовская табакерка, из которой в былое время любили нюхать уже знакомые нам Антон Чехов и Лев Толстой. Если раньше она сопровождала дядю Гиляя в любом его приключении, будто ходынки или очередной пожар на Тверской улице Москвы, то теперь она могла завязать беседу. Входили в разговор охотно — сказывалась доброжелательность и возраст Владимира Алексеевича.

Для всех этих путешествий он завёл «альбом» — просто сложенные вдвое листы бумаги, на которых просил написать несколько слов на память. Огромное количество автографов собрал, и новые встречи обращали память его к прошлому, к началу собственной жизни, к ее многолетнему бегу.

Опуская те времена, когда Гиляровский ходил бурлаком и служил в армии (об этом мы делали сторис в шаверме) — сегодня поговорим о его работе репортёром в различных печатных изданиях Москвы.

«Московский листок»

Николай Иванович Пастухов
Николай Иванович Пастухов

Чтобы вы понимали, что это за редакция, ее создатель Николай Иванович Пастухов всегда ставил во главу угла максимально полное отображение жизни Москвы и прилегающих к ней территорий. Это подкупало. Тиражи временами доходили до сорока тысяч экземпляров (в 2 раза больше чем у средних редакций).

Сразу в голову приходит мысль, что это был человек уважаемый и высоких нравов — отчасти это было правдой, однако даже сам Владимир Алексеевич отмечал:

«Это — яркая, можно сказать, во многом неповторимая фигура своего времени: безграмотный редактор на фоне безграмотных читателей, понявших и полюбивших этого человека, умевшего говорить на их языке.»

Лишь из-за особого подхода к созданию номера — вниманию к малозначимым событиям в жизни города, а также доступной простому обывателю манере подачи статей, репортажам с городских пожаров и заседаниям суда газета быстро получила известность. Особую роль играла здесь и бумага — она была максимально дешёвая и вполне годилась для самокруток.

-3

В ближайший год Николай Пастухов, узнав от Кичеева и Андреева-Бурлака кое-что из прошлого Гиляровского, а главное, увидев георгиевскую ленточку с русско-турецкой войны 1877-1878, со свойственным ему газетным чутьем заметил тягу к репортажу у нашего героя — отсюда все и завертелось.

Кукуевская катастрофа

Уже в 1882 году удача настигла Гиляя — на ж/д трассе Чернь — Мценск размыло почву под дорожным полотном и целый состав потерпел крушение, Гиляровский первым смог проникнуть в оцепленный регулярной армией район.

«Вспоминаю момент приезда: Огромный глубокий овраг пересекает узкая, сажень до двадцати вышины, насыпь полотна дороги, прорванная на большом пространстве, заваленная обломками вагонов. На том и другом краю образовавшейся пропасти полувисят готовые рухнуть разбитые вагоны. На дне насыпи была узкая, аршина в полтора диаметром, чугунная труба — причина катастрофы. Два колена трубы, пудов по двести каждая, виднелись на дне долины в полуверсте от насыпи, такова была сила потока…»

Две недели он помогал разбирать завалы и спасать людей. Весь ход операции был напечатан в «Листке».

-4

Вот так и произошло «Восхождение» Владимира Алексеевича Гиляровского — но его Золотой век только начинался.

Но судьба штука своеобразная — после репортажей Гиляровского о пожаре на фабрике Морозовых ему пришлось скрывать свое настоящее имя, а вскоре и вовсе покинуть «Листок» — он начал работу в «Русских ведомостях».

«Русские ведомости»

— Наша профессорская газета, -- называла ее либеральная интеллигенция.
— Крамольники! -- шипели черносотенцы.
— Орган революционеров,-- определил департамент полиции.

Казалось бы, что при наличии таких кричащих возгласов можно найти много интересной информации о газете, однако кроме того, что в состав редакции входил брат жены Пушкина Сергей Гончаров «Русские ведомости» не могут рассказать о себе ничего особенного.

Именно здесь в 1885 году был напечатан очерк Гиляровского «Обречённые». Речь в нем идёт о белильном заводе Сорокина, о суровой жизни его рабочих. Вот отрывок из произведения:

-5

«Вспомню белильный завод так, как он есть. Приходится заглянуть лет на десяток вперед. Дело в том, что я его раз уж описывал, но не совсем так, как было. В 1885 году, когда я уже занял место в литературе, в "Русских ведомостях" я поместил очерк из жизни рабочих "Обреченные". Подробнее об этом дальше, а пока я скажу, что "Обреченные"— это беллетристический рассказ с ярким и верным описанием ужасов этого завода, где все имена и фамилии изменены и не назван даже самый город, где был этот завод, а главные действующие лица заменены другими, словом написан так, чтобы и узнать нельзя было, что одно из действующих лиц — я, самолично, а другое главное лицо рассказа совсем не такое, как оно описано, только разве наружность сохранена... Печатался этот рассказ в такие времена, когда правду говорить было нельзя, а о себе мне надо было и совсем молчать. А правда была такая.

Вечереет. Снежок порошит. Подходим к заводу. Это ряд обнесенных забором по берегу Волги, как раз против пароходных пристаней, невысоких зданий.
Мой спутник постучал в калитку. Вышел усатый старик-сторож.
— Фокыч, я новенького привел...
— Нук штож... Веди в контору, там Юханцев, он запишет.
Приходим в контору. За столом пишет высокий рыжий солдатского типа человек. Стали у дверей.
— Тебе что, Ванька?
— Вот новенького привел. Юханцев оценил меня взглядом.
— Ладно. В кубовщики. Как тебя писать-то.
— Алексей Иванов.
— Давай паспорт.
— У меня нет.
— Ладно. Четыре рубля в месяц. Отведи его, Ваня, в казарму.
А потом ко мне обратился:
— Поешь, выспись, завтра в пять на работу. Шастай!
Третья казарма — длинное, когда-то желтое, грязное и закоптелое здание, с побитыми в рамах стеклами, откуда валил пар... Голоса гудели внутри... Я отворил дверь. Удушливо-смрадный пар и шум голосов на минуту ошеломил меня, и я остановился в дверях.
— Лешай, чего распахнул! Небось, лошадей воровал, хлевы затворял!
Услыхал я окрик и вошел.
Большая казарма. Кругом столы, обсаженные народом. В углу, налево, печка с дымящимися котлами. На одном сидит кашевар и разливает в чашки щи. Направо, под лестницей, гуськом, один за одним, в рваных рубахах и опорках на босу ногу вереницей стоят люди, подвигаясь по очереди к приказчику, который черпает из большой деревянной чашки водку и подносит по стакану каждому.»