Найти в Дзене
Заповедье

Ночной гость: древнейшее божество в народных преданиях

Почти во всех культурах человечества, женский мир так или иначе связан был со Змеем или Змием, драконом. Конечно, Змий народных преданий это не известное всем пресмыкающееся, это нечто особое, наделенное разумом совершенно чуждым человеку, злобностью и хитростью.И к тому же в  традиционных сказках, былинах , преданиях Змей, под какой бы личиной он не выступал- змей, уж или  Змий-дракон-является возбудителем пламенной страсти у женщин, зачинщиком нечистых помыслов и блуда. В этом смысле было понято и библейское сказание о первородном грехе. Так, в апокрифическом сочинении «исповедание Еввы» (по рукоп. XV В.) сказано: «и сьяде Евва (запретный плод) и дасть и Адаму, и прият Адам — съяде. отверзоста очи наши и видехом наготу свою и сердце наше восхоте на похоть. быс(т)ь тако».В легенде из Путятинского района Змий не только соблазнил Еву съесть яблоко,но и научил ее ,как надо заниматься любовью. В связи с воззрениями на сексуальное могущество Змия понятно, почему в стихе о Страшном суде сказано, что блудницы пойдут в змеи лютые, тогда как другие грешники кто в смрад, кто в кипучую смолу; а в стихе о любодейнице она едет

Среди реки огненной

На змее на трехглавом,

И руки у нее и ноги ужами закованы,

А на шее ее сидит змея двуглавая,

Двуглавая, злая, огненная.

На лубочной картине любодейница изображена восседающею на драконе, открытый зев которого дымится и извергает пламя; на глазах у ней висят жабы, в ушах продеты стрелы, а груди сосут малые змеи. Источником этих представлений послужили апокрифические видения адских мук: «показася им (инокам) она жена седящи на страшном и лютом змии, и два ужа велика сокрушаху выю ее, и два перси ссуще; два же нетопыря деруще очи ее, и от уст ее исходит огнь жупельный, руле же ее грызяху два пса великие, во ушах же ее две стрелы великие огненнии».

В восточно-европейской мифологии существует представление об огненном Змее, главное предназначение которого- соблазнение женщин. Фольклорист И. Сахаров писал в 1849 году: «Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный змей. Все знают, зачем и куда он летает... Говорят, что если Огненный змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима... ее ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимымКак скоро он спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь". У некоторых исследователей сложилось неправильное представление,что этот Змей исключительно славянское явление, однако это не так. Так у чувашей Вĕре Çĕлен [вьре с,ьлен,]- огромный крылатый огнедышащий многоглавый змей, который с наступлением темноты выходит из-под земли и летает в поисках жертвы, оставляя за собой огненный след. По поверьям, в Огненного змея обращаются души умерших незаконнорожденных детей. Приняв облик любовников, Огненные змеи посещают мужчин и женщин, которые затем чахнут и умирают... У венгров есть дракон со змеевидным телом и крыльями Шаркань. Можно разграничить два слоя представлений о Шаркане. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шаркане как одном из помощников колдуна (шамана) - талтоша.

Аналогичные сверхъестественные существа есть у мордвы (Гуй), , татар-. аждаха, дракон, змей. У русского населения единого имени у этого существа нет. На Смоленщине его зовут Любак, на Вологодчине -Огненный змей, «еретик» или нечистый, на Орловщине Волокита,на Тамбовщине Любостай. Ярославцы считают его огненным ужом,а на Рязанщине это Жаровый( Жарый) Змей. «Змей Огненный — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя…Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: «Полунощник напущен»); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею)» .

Итак, прежде всего,где живет Жарый Змей и как он выглядит. На Рязанщине, в селах Шиловского района, рассказывают:

« Я сама видала жарова змея.Я шла за водой,он вылетел с болота(«Кочки») и полетел на кладбище. Я присела. Краснай, хвост воттакой-та вота( длинный) тута-вот усы,он лятит,сам « фу»»фу» ( пышит жаром) от няво жара-то какая.Красный огонь.»  « Жаровый змей из болот вылетаит. Где глубинно болото- оттуда.Сперва он летит как змей- длинный, с хвостом. Голова большая, змеиная. И он извивается, когда летит».

Все очевидцы рассказывают, что Змей первоначально, выбираясь из лежбища имеет вид огненного драконоподобного существа. Неторопливо пролетает он по ночному небу, чтобы совершить ИЗМЕНЕНИЕ.

«И он(Змей)летить на кладбище- там сымает лик а потом полетить к кому летаеть.Он перед  с лугов летить на кладбище.Этого мертвеца поворочиить- все с него сымить,на себе все оденеть,а потом полетить туда,куда яму положено» .

«Вот дед рассказывал,змей как прилетит на могилу,вот так вот распластается-и в могилу залазит.А потом вылетаить уже- как шар огненный поднимается.Вот-так вот ввысь – и пошел куда нужно.»  « Говорили,что змей мертвеца из могилы вытаскивает и в него залазит- протискивается,протисивается,только хвост и ноги остаются( ну,понятное дело,мертвый-то ходить не может)-вот он,мертвец,как кукла,а Змей внутри и им управляет»

Приняв облик умершего,Змей в виде продолжает путь.

Существуют многочисленные описания очевидцев,наблюдавших полет Змея.Чаще всего это огненный шар,иногда с огненным же хвостом.

Крайне редко видят огненные « столбики» или огненные колеса.Последние,как считали информаторы из Борка, свидетельствуют о том,что Змей летит к мужчине.

Анализ многочисленных сообщений о наблюдении Змея позволяет выделить несколько своеобразных «всплесков» активности. По материалам Рязанщины это- 1913-1925,1935-1947,1957-1969,1979-1991 годы.

Подлетев к дому, Змей рассыпался угольями(искрами) и оказывался уже внутри дома « Змей выглядит как огненный шар .Рассыпается и появляется в виде человека»  «Змеи летали.Летит как все равно голова и хвост,и рассыпаетсявозле домаКо мне тоже он летал,но я его,конечно не видела- ( как он летел)-он ко мне только на улицу ходил».

Контакты со Змеем происходили каждый вечер и ночь. «Дело было в 1941 году. К маме начал летать жаровый змей. Это происходило каждый раз в 12 часов ночи. Его видели даже соседи,когда он влетал в трубу»  «К матери моей летал змей,когда отец у нас утонул в реке. А с нами жила монашкаи она заметила,что к ней летает-то. Прилетает,рассыпается окол дома истучить и мать выходить и открываить. Отец идеть,и садятся как обычно.И теть Поля (эта монашка) говорить: « Тетя Настя ,ты что делаешь – ты своих  сиротами оставишь» Она говорить:

« Польк,я не могу,я этого дня не дождусь»

Как правило, Змей приносил гостинцы- конфеты ,материал на рубашку,вино. « Была бабка рядом со мной – к ней летал. Прилетить и говорить:» ты не кричи, я им и на рубаху принес». – « утром встану,пойду- там береста под крыльцом ляжить. Конфет принесет – там овечьи катехи» . «У одной муж помер,приходил гостинцы приносил: баранки,а утром встанут –овечье г..но» .

По-крайней мере на первом этапе никто кроме женщины,к которой Змей прилетал,его не видели.Контакт ограничивался только домом.По мере укрепления связи Змей появлялся и среди бела дня,вне дома. «Приходю с работы- а он уж тут: рассыпица пшаном и в угол ударица.Ночью вижу.На работе – только в кювет зайду- присяду поисть_ он бежить ко мне,ни кусты не держат и ничто. Потом все стали замечать: К Паньке-то змей летаить»

«На Мышце(село Шиловского района) к одной летал.Пойдеть работать на гору,а он ее прямо в грядках.Она ложиться и он с ней ложится. Донял ее» .

Очень интересно появление Змея днем в саду у информатора из Больших Пексел: « Видю к углу к саду на лошади с черной гривой и две собаки.Стал. «И нельзя зайтить.Ну что же- пойду к сестре» -и исчез..»  Согласитесь,величественное зрелище: всадник на коне сопровождаемый двумя большими собаками (или волками).

Основным моментом свидания является,конечно coitus.

«Потом днем: стучу – не открывает, а знаю,что она дома,мать-то. А она,оказывается,лежала на полу( жарко летом) ,а он к ней пришел ,ляг поперек ей. Она не может встать ничего»

« У меня папу зарезало поездом. И мама тосковала. И она к нему (змею) на сушило и дело с ним имела(спала)

«Он ко мне когда приходил,таколе вытворял-так хорошо было.

Я его спрашиваю: «Что же ты при жизни-то так не делал».А он засмеялся: « Наверное,дурак был.Теперь многое понял»

«Он летаить и летаить  и летаить,и ребят разверебил,положил к стенке.Сам ложиться с ней спать. Она уж вворожилась в него.» 

Большинство информаторов подчеркивают,что испытывали от близости со змеем необычайные ощущуния. Оргазм со сверхъестественным существом подобно наркотику захватывает и заставляет отдаваться Змею еще и еще.

-2

Как свидетельствуют рассказы очевидцев и непосредственно контактировавших со Змеем,в подавляющем большинстве Жаровый Змей летает к тоскующим вдовам,представляясь умершим мужем. Есть свидетельства об использовании Змеем личины живого человека

«Ко мне летал змей в виде жениха. Ходит прямо,пляшит и прибаски.Жених в это время был жив и служил.И вот он потом рассказывал,что ка раз в это время у него из рук все валится» 

«У одних мужья были на войне и они ,бабы,очень тосковали.Собирались 3-4 и к ним прилетали.Им сказали:

 « Прийдуть,посмотрите под стол –ложки уроните. Они их встретили,посадили за стол,уронили ложки поглядели,а там хвосты и копыта» .

Значительно реже Змей прилетал к мужчинам( это,судя по всему,поздний пласт)

«Умерла жена и мужик по ней очень горевал. И вот она прилятить( это бабки рассказывали) и яму:» Пойдем со мной,пойдем со мной»- на сушила.»

Иногда в виде матери Змей прилетал к детям:

«У нас случай был,когда мать умерла у одних,их трое было детей осталось,а отца взяли на фронт. И вот к ним мать летала.В шубе прийдет,за пазухой принесет:» вот я вам гостинчика принесла.Я уйду- поядитя.» И положит.А там котяхи овечьи.»

 Результатом контактов со Змеем, если их вовремя не прекратить,являлась смерть человека.Змей или « расшибеть»,или сбросит что-либо тяжелое на голову( « ступу с потолка сбросил…»)

«Летал муж к ней,а она залезла да в кадушку,в продвал от него .Он ей говорит: « Ты чего хоронишься от мене?.» Она с кадушки –то вылезлаи бежать,а он уж оказался упередей и вот ей как по лбу даст.Она доползла до дому и умерла.»

«Так он чае? Ее вызыват в коридор, она выходит к нему, он прямо с потолка ступу спустил- и убил ее.»

Думается.что такие рассказы родились уже в позднее время. чтобы напугать женщин последствиями таких контактов,  более древнее воззрение : от близости со Змеем женщина может « понести» и родить ребенка.но большей частью недолговечного («как родился, так и ушел под пол») или прямо мертвого. Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем в северных регионов России бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся «черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками». Бывали, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. Сохранил народ в своих сказаниях память и о таких детях, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.  По преданиям чувашей самарского края «огненный шайтан», вступая в любовную связь с деревенскими женщинами породил довольно много детей «змеиной породы». И хотя большинство из этих детей долго не жило (умерло в младенчестве), некоторые дожили до вполне зрелых лет. Согласно одной из версий местных поверий именно они и изгнали своего «отца» Шайтана, после чего ушли  « Раньше много баб от Змея рожали-дитенки слабеньки были,хворые и помирали почти все.Мать-она повитухой была- бывало скажить: «Опять батюшка крестить откажет – Клянькя змееныша родила» Как знала?- дак у их отметины разные: шишки где,пальцы лишние и другое…А то и непоймешь кто родилси- парень аль девка.Это все от Змея.Некоторые-то и вырастали- вон у нас в том доме живут ,ихний дед от Змея»   По представлениям « знающих» из с.Борок,

рожденные от Змея могут лечить,разговаривать с мертвыми,с рождения имеют способности к колдовству. Кроме того,некоторые являются транссексуалами: «вот вроде парень по виду,а сущность как у девки,или наоборот –девка,а как парень.И одежку,и имя называет себя и ведет себя,скажем,если девка,как парень…А получается так потому,что Змей душу вкладыват перепутану.Зато такие люди сильно знающие бывают.»                 Пожалуй,из наиболее знаменитых « Змеивичей» является колдун и богатырь Волх Всеславович.Вот как начинается былина о нем в самой ранней записи, которая была впервые опубликована еще в 1818 г.:         По саду, по саду по зеленому ходила, гуляла

Молода княжна Марфа Всеславьевна,

Она с камню скочила на лютого на змея.

Обвивается лютый змей около чебота зелен сафьян,

Около чулочка шелкова, хоботом бьет по белу стегну

А в та поры княгиня понос понесла (т.е. забеременела),

А понос понесла и дитя родила,

А и на небе просветя светел месяц.

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молод Волх Всеславьевич

Чтобы обезопасить себя от домогательств Жарового Змея,шиловские крестьяне предлагали несколько действенных способов.

- надо было сесть на порог и расчесывать волосы.

« К одной муж летал и ей он надоел.И ей говорят:» Ты волосы распусти и расчесывай и на порог сядь»» .

«…Прилетел и спрашивает « Ты че делаешь А она « волосы расчесываю и вшей ем.»( это так ей велела сделать и сказатьсвекровь)А он вон из избы с таким треском,что чуть притолока у избяной двери не вылетела»                                                   «Против змея Сидит,чешет волосы на пороге « ты что делаешь? « Чешу»- Не чешись тута.»-«А с погосту упокойники не ходють» Он как дал ,все пристенки задрожали» .

- женщину,к которой летал Змей,клали спать между детьми

«Змей не трогает,если женщина легла с детьми»

«Дала молитву и велела ложиться среди детей.Читала до 3 раз.А потом как в трубу шарахнет ,мама думала,печка вся развалится.Так до трех раз,а потом все прекратилось»

- дом,где происходил контакт со змеем,оберегали при помощи магических действ.

 «К Паньке-то змей летаить» Тетка с сестрой всю крестами отметили, дом пшеном обсыпали. ее. 

«Конопляное семя и пшено осевали вкруг дома. Вышла доить –а он на навозной куче стоить.» Стоить на навозной кучке и рукой по языку бъеть» «А это чтоб ты мене не болтала»

«Из ветлы бабушка сделала лутошек(голых веточек) из них наделала крестиков,у постель ей положила,и семя насыпала(конопли,пшено)Тетка пришла ночевать,и лдегла с ней с краю,а я на палатях спала,а бабушка на печке.Подошло 12 часов,как дверь распахнется,с потолка как бабахнет « Догадалась» И сё» .

В с.Крутицы и Константиново для борьбы со Змеем использовали особым образом изготовленный крест .

До недавнего прошлого в ряде сел были женщины,способные призывать Жарового Змея для магического ритуала. Так в с.Константиново вызывающая

( повторяю,этот дар давался только женщинам!)должна была положить на пол три рябиновые ветки знаком « пад»( «птичья лапка»),снять с себя одежду и все металлические украшения,в том числе- тельный крест и,читая заговор-призыв,трижды обойти знак против солнца. После третьего прочтения заговора появляется Змей. Необходимо быстро вскочить на рябиновый знак- тогда Змей

отвечал на любой вопрос,задаваемый женщиной.По окончании обряда необходимо было прочитать заговор-изгнание

Что-то подобное наблюдается и в других местах.В Самарском крае сохранилось поверие о "Беседующих" с Летунами. Было хорошо известно, что Огненного Змея привлекало чрезмерное горе вдов. Когда он прилетал, остановить и подчинить его можно было сказав: "Тпру!" В некоторых источниках добавляется необходимость, перед прилетом змея, предварительно воткнуть в землю определенным образом три железных ножа. После этого змей, попадал в некоторую зависимость от человека, выполнял его просьбы, открывал тайны - Земли и Неба, прошлого и будущего. Отпуская змея, было необходимо разорвать на себе рубашку вниз от ворота, иначе Змей не улетал, а губил остановившего его человека.

Еще один небезинтересный факт: в крестьянской среде бытовало мнение,что вдова,имевшая достаточно долгий контакт со змеем,начинала колдовать,т.е.превращалась в ведьму.

Итак,с глубокой древности и по сегодняшний день сохраняется вера  в контакты с Жаровым Змеем,существом обладающим необыкновенной сексуальной силой,вступающим в интимные отношения с тоскующими женщинами.Некоторые исследователи видят в огненном летучем Змее

древнего Ящера(Ящура,Гущура)- змеиноподобного бога древних славян,держащего на себе весь мир.Однако это не совсем так,поскольку Ящер-Крокодел ( крокодил) существо несколько другого рода.Культ Змея прослеживается с древнейших времен,по-крайней мере с неолита.В числе археологических находок  этого времени- великолепно выполненные из кости и кремня фигурки человека и змея. В орнаментальных мотивах эпохи бронзы присутствует спираль-символ змеи.Змееобразные существа населяют античный мир. В греческой легенде,приводимой в « Истории» Геродотом,говорится,что во время странствий Геракл встречает полудеву,полузмею,от которой имел трех сыновей: Агафирса,Гелона и Скифа,ставших родоначальниками трех народов.

У рязано-окских племен,живших на Рязанщине в 1 тыс.н.э.,существовал определенный стандарт на сакральную символику украшений.Так вот,иображение драконовых и змеиных голов встречается на браслетах.

Интересна находка в погребениях меча с волнистыми змееобразными орнаментом на ножнах и нагрудной бляхи,так же украшенной змеевидным орнаментом.Примерно в это же время на значительной части Восточной Европы появляется изображение так называемой  « Всадницы на Змее».Наиболее ранние подвески изображают обнаженную женщину,сидящую боком на крылатом коне,идущем по змее. Датируются эти подвески 1Х-Х1 веками.

Большинство исследователей,пытавшихся трактовать образ,оказываются в плену поздних-христианских- взглядов на злую сущность Змея и от этого делают неправильный вывод о тождественности образа « всадницы на змее» с змееборцем Георгием.

  Анализируя рассказы-былички о огненном Змее у восточно-европейских народов,исследователи приходят к выводу о постепенной трансформации образа под непосредственным влиянием христианства.Если первоначально  Змей,как и Уж, был мужем и наставником ( такое воззрение сохраняется у южных славян) то постепенно он становится «нечистью»,иногда даже заменяясь чертом («к ней черт летал в виде огненного змея»).Происходит официальное падение древнего бога. Переосмысление образа  на поздних эволюционных ступенях привело к тому, что появление змея в мире людей стало связываться не с его желанием овладеть полюбившейся ему женщиной, а со стремлением погубить человека, нарушившего запрет тосковать о мертвых. Утрата первоосновы (любовной коллизии) привела к созданию параллельных форм, в которых тоскующая одинокая женщина была заменена любым тоскующим о мертвом родственнике человеком (мать, сын, дочь и проч.)

     Вот и наступило второе тысячелетие от Рождества Христова.Чудеса техники и науки стали привычными и обыденными.Мы все реже вглядываемся в бескрайнее ночное небо,поблекшее от электрической засветки,мы все больше времени проводим у экранов телевизовров и у мониторов компъютеров. Но каждую ночь над цивилизованной землей продолжает свой полет  Жаровой Змей, спешит к исполненной тоски женщине, чтобы насытить ее космической своей страстью, одаривая то ли жизнью,то ли смертью,то ли  счастьем,то ли горем,-Кому из смертных понятны дары богов? И столь ли уж важно,что скрывается под его личиной- шаровая молния,инопланетное существо,или что-то иное- главное что он жив, странный древний бог женщин.Бог услаждающий и губящий,бог любви и страсти. Повелитель женского мира.