Факты из истории бега
Историки утверждают: первое соревнование в России по бегу проведено в 1858 году в Николаеве. Тогда на полторы версты бежали солдаты и матросы местного гарнизона.
Сто лет назад в наших городах выступали зарубежные бегуны, демонстрируя свои умения в московском саду «Эрмитаж», на ипподроме, в Петербурге и в саду «Ливадия» в Нижнем Новгороде.
Выступая, они приглашали состязаться зрителей. И соотечественники наши (естественно, не имея специальной подготовки!) в грязь лицом не ударили.
За час москвич Петров сумел пробежать 15 верст 177 саженей, за полчаса Морозова и Лаврова пробежали 5 верст 467 саженей. В пересчете на современные понятия это выглядит неплохо: 16 километров 251 метр и 6 километров 392 метра. Даже сегодня не каждая из наших читательниц отважится (естественно, не занимаясь до этого оздоровительным бегом) вот так выйти по приглашению и отмахнуть пять с половиной верст.
Известный бегун Уилсон Кипругут (бронзовая медаль на Олимпиаде в Токио) по рекомендации тренера бегал за страусом. Тренеры заставляли бегунов соревноваться с собаками и кенгуру. Это они, безжалостные тренеры, соорудили механического зайца и пустили его по монорельсу, укрепленному рядом с беговой дорожкой. И несчастный бегун, воображая себя злым волком, без устали гнал зайца по кругу.
Чего только не придумали эти «злодеи» тренеры, прикрываясь суворовской поговоркой: «Тяжело в учении, легко в бою»…
Одни говорят — тренировка должна доставлять удовольствие, другие — тренировка должна угнетать. Чернорабочий в состоянии «сжечь» в день 4500 килокалорий, посредственный (!) бегун «сжигает» 5800 за полтора часа тренировки.
Были и есть бегуны, набегавшие тысячу километров в год. Ежедневно они бегут около 30 километров. А бывает и по 40, и по 60, и по 80…
И тогда вы спросите: «А когда они это успевают?» Когда вы спите. Когда вы читаете. Когда вы смотрите телевизор. Когда в новогоднюю ночь поднимаете бокал с шампанским.
Сотни тысяч людей — спортсмены и любители оздоровительного бега тренируются, соревнуются, демонстрируют свое здоровье и закалку.
Зачем им это?
Если бы вы знали, как это прекрасно! Не каждому дана возможность все время становиться лучше.
Человек, начинающий день с бега, избрал себе нелегкую жизнь. Рекорд в беге — не самоцель, и нет разницы между вами, встающим рано утром, чтобы пробежать свою дистанцию, и спортсменом, вдали от вас готовящимся к установлению мирового рекорда. И то, и другое — усилие. Вы преследуете одну цель, вы едины в стремлении стать лучше.
Спасибо тебе, бег, за то, что ты не даешь нам стать хуже!
Рассвет… На пустынных улицах Москвы и Лондона, Найроби и Мельбурна, Сан-Франциско и Барселоны возникают одинокие фигуры. Это они, уже известные и еще неизвестные бегуны, начали свой день.
Кто вы, бегущие в тишине? Что движет вами, отрывая от грез утреннего сна и лишая удовольствия, с которыми мы не можем расстаться? Чтобы понять их, надо испытать то, что они выбрали себе. Вспомните, как вы начинаете день. Делаете ли вы зарядку, танцуете под бодрую музыку или сладко затягиваетесь первой сигаретой? Бегун же распахивает дверь на улицу и захлебывается от леденящего ветра или подставляет лицо под холодные струи дождя. Бег неразрывен, как жизнь. Бег, бег, бег…
У каждого бегуна есть своя вершина. Сначала их несколько, и они объединены в горные цепи рекордов и достижений, существуя для тех, кто стремится штурмовать любую из них.
Беги к вершине!
…По северной земле неведомый никому Пааво Нурми отмеряет сотни и тысячи километров. И только тиканье старинного хронометра в его руке нарушает торжественную тишину вековых лесов и суровое молчание ледниковых озер. Настанет день, и удивленный мир назовет его имя.
…И моряк Владимир Куц, выскакивая из тесного кубрика, снова и снова измеряет бегом вдоль и поперек маленький северный остров. И друзья, попивая чай из добротных матросских кружек, в который раз спрашивают: «Не зря ли топчешь казенную обувь, Володя?» Нет, не зря! И на другом конце земли, в далекой Австралии, Куц дважды поднимается на высшую ступеньку пьедестала почета.
…И все выше становятся спортивные результаты. И все больше соперников объявляется на беговой дорожке, все труднее становится победить. Пришел день, и все они съехались в Рим. Кто это? Из толпы бегущих вырывается самый худосочный — в чем только душа держится! А что у него с рукой? Как? Парализована? Но он бежит, как спринтер! Смотрите, он финиширует первым. И падает. И безвольно повисает на руках друзей. Он, чья неукротимая сила духа поразила людей, Мюррей Халберг в 17 лет заново учился ходить. Сегодня он лучший среди лучших в беге на 5 тысяч метров. И может не стыдиться своих слез — его соотечественники, новозеландцы, простят ему эту слабость.
…Рон Кларк, тот самый, кто зажег Олимпийский огонь в Мельбурне, а потом, восемь лет в одиночку отбегав по полям и пастбищам Австралии, приехал в Европу. Он побеждал всех, побивая мировые рекорды. Когда Кларк преодолел 10 километров за 27 минут 39 секунд, это означало — половину дистанции он бежал за 13.50. Узнав о том, некоторые бегуны отказывались от олимпийских паспортов. Пришло время Олимпиады, но Кларк не смог стать первым…
…И олимпийский стадион в Москве рукоплещет Мирусу Ифтеру, лейтенанту эфиопской армии, победившему на двух стайерских дистанциях.
На всех континентах, во всех временных и климатических поясах бежали, бегут и будут бежать люди разных возрастов и убеждений. Одни изнуряют себя монотонностью, способной убить любого из нас. Другие изощряются в поисках, чтобы сломать монотонность. Третьи приходят к ученым и говорят: помогите бежать быстрее.
Люди бегут трудной дорогой к неведомым вершинам. Это может не каждый, не правда ли? А потом не забудем: спортивный подвиг — мгновение, подготовка к нему — вся жизнь.
Десятки, сотни, тысячи, миллионы людей бегут к своим вершинам. Они не сторонники модных увлечений, их интересы не носят сезонного характера. Они видят перед собой одну цель — стать лучше и бегут в любую погоду, не собираясь стать чемпионами.
И никогда не поздно попробовать самим. Для этого надо совсем немного. Желание! И тогда где-то впереди, далеко-далеко, появится вершина.
Для каждого своя. И к ней нужно бежать, бежать, бежать.