В соцсетях гуляют фотографии с маленькими буксирными катерами, которые все сразу же окрестили "однопалубными из морского боя". Но на самом деле эти малыши, даже несмотря на свой игрушечный вид, выполняют очень важные задачи.
В России небольшие буксирные катера производят целый ряд компаний по разным проектам. Но наиболее популярный из них - это проект RT0603 от нижегородского ГЦКБ "Речфлота". Компания уже построила более трех десятков таких судов.
Для чего они нужны? Главное их назначение - это буксировка, толкание и кантовка несамоходных паромов, секций наплавных мостов, шаланд, земснарядов и иных небольших плавсредств. Из-за того, что у такого катера осадка менее одного метра, то он может использоваться на небольших реках для доставки небольших грузов и спецперсонала.
Габариты судна 6,1 на 2,4 метра при высоте в транспортном положении 2,4 метра (за счет съемной надстройки) позволяет без проблем перевозить его на обычном грузовике. Общая масса судна при транспортировке 6 тонн!
Стандартный ярославский двигатель ЯМЗ мощностью 130 кВт позволяет такому буксирному катеру идти без груза со скоростью до 12 км/ч.
Буксирного гака на судне нет. Буксировочные концы крепятся к кнехту на корме судна.
Что еще интересно в этом катере, то что многое оборудование для его оснащения ГЦКБ "Речфлота" проектирует и производит собственными силами. За счет этого удается снизить стоимость готового судна.
В частности КБ производит дизель-редукторный агрегат на базе двигателя ЯМЗ, практически все палубное оборудование, якорное устройство, элементы пропульсивного комплекса, дельные вещи.
Кроме того, как заявляет сам проектант RT0603 может использоваться как база для дальнейшего проектирования судна специального назначения. Например, на него можно поставить оборудования для сбора мусора с рек.
Если вы знаете иные удачные проекты российских буксирных катеров поделитесь пожалуйста ими в комментариях.