Найти тему

«Жигули»: про нелюбовь к политике и гордость за инженеров

Да, как вы уже поняли, речь пойдет про «жигули», так сильно любимые, и ровно также сильно ругаемые жителями нашей необъятной.

С чего все началось думаю знают почти все - Фиат, а точнее Фиат 124. И вся эта история с фиат вызывает во мне два чувства: нелюбовь к политике и гордость за наших инженеров, но давайте обо всем поподробнее.

Фиат 124
Фиат 124

Думаю, писать про повсеместную «обратную разработку» в СССР тут не стоит, да и не было ее в истории «жигулей», но принимая решение создать для страны новый народный автомобиль, вопрос о самостоятельной разработке не стоял, вот и подбирали кандидатов для «лицензированной» копии.

Из кандидатов: Ford, Renault, Peugeot и Fiat. В ходе тестов лучше всего себя проявили Ford и Renault, но правительство СССР отдало указание, предопределившие автомобильную жизнь всей страны на годы вперед: «Берем Фиат, с Италией у нас отношения хорошие, и это будет наш дружественный жест», предполагаю, так все и звучало. Получился дружественный жесть в сторону руководства Италии, но точно не в сторону жителей нашей страны. Почему я так категоричен ? Сейчас объясню.

Ездили на Фиат 124? «Конечно ездили, ну как, не на фита 124, на «копейке» ездили, а это ведь одно и тоже, так что считай на фиате». Эх, когда-то и я думал также. На начавшихся тестах уже выбранного 124-го он начал просто разваливаться, или «сыпаться», как вам угодно, причем не хватало всего: двигателя, подвески, тормозов, их надежности, качества сборки, инженеры вряд ли были рады, но поделать нечего. Точнее есть что, и в большем количестве.

Ну вроде про «нелюбовь к политике» закончили, дальше идет гордость за инженеров, которые по совместительству обычные жители СССР и будущие потенциальные покупатели «единички». Конструкторы увеличили надежность технической части и внесли изменения, необходимые для нормальной эксплуатации в СССР, и для невооруженного взгляда хоть автомобиль и остался тем же, по своей сути он стал совершенно другим, уже как будто не «сырым», а готовым продуктом, качественным автомобилем. И все это в короткие сроки !

В короткие сроки ? А куда торопились, спросите вы. Да-да, на самом деле про нелюбовь к политике не закончили: выпуск автомобиля решили приурочить к 100-летию В.И. Ленина, и инженерам пришлось поторопиться.

Первая модель ваз 2101 «жигули», собранная на автозаводе в Тольятти
Первая модель ваз 2101 «жигули», собранная на автозаводе в Тольятти

Вот так, политические решения людей, никогда не собиравшихся ездить на этом массовом автомобиле, предопределили пожалуй не худшую, но, наверное, и не лучшую автомобильную жизнь СССР и России. Кстати, знаете, что Л.И. Брежнев был фанатом автомобилей и автоколлекционером ? Правда автомобилей роскошных, в основном лимузинов. Да, и итальянских автомобилей в его коллекции не было, в отличие, например, от американских, и кажется, в числе претендентов на автомобиль для СССР был американский форд ? Ну да ладно, это так, к слову.

Похожий Cadillac Eldorado 1972 года принадлежал Л.И. Брежневу
Похожий Cadillac Eldorado 1972 года принадлежал Л.И. Брежневу

Но русский наш народ удивительный, в хорошем смысле этого слова, и как бы там ни было, «жигули» стали поистине любимым автомобилем, оставаясь им и в 2020 году (привет молодежь, зимний дрифт и автоспорт), и, возможно, именно такой автомобиль и нужен был нашей стране. Изменить мы уже ничего не сможем, но хотелось бы, чтобы негативные страницы автоваза оставались лишь там, хотя история создания Ваз 2110, (до недавнего времени выпускающегося в нашей стране в качестве Приоры) с уходами по собственному желанию конструкторов, не желавших далее прикладывать руку к разработке нового, «прогрессивного» для страны автомобиля, при этом отстающего на десятки лет, говорит об обратном.

-4

Lada
208,9 тыс интересуются