Ценности и нормы зависят от культуры. Сегодня, призвав Роберта Сапольски, предлагаю разобраться, как формируются ценностные профили коллективистов и индивидуалистов и чем они отличаются друг от друга.
Экспресс-тест на ваш личный культурный профиль
Чтобы узнать, какой у вас склад мышления — западный (культура индивидуализма) или восточный (культура коллективизма) выберите пару из слов «Обезьяна», «банан», «медведь». Как только выбрали — идите к результатам под фотографию ⬇️
«Западники» мыслят в конкретных категориях и выберут обезьяну и медведя – они оба животные. Восточные же азиаты рассуждают в категориях взаимоотношений и потому соединят обезьяну и банан: если уж обезьяна, то ей ведь и еда понадобится (с) Роберт Сапольски, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»
Как распознать индивидуалиста
- Человек сильнее стремится к личным достижениям
- Человек чаще использует местоимение «я»
- Человек определяет себя через личный характер (скорее, «я-строитель», чем «я-родитель»)
- Человек чаще объясняет успех своими усилиями (я отлично постаралась), а не успешными обстоятельствами (просто повезло)
- События из прошлого у такого человека фиксируются через ключевые события (в то лето, когда я научилась ездить на велосипеде), а не социальные связи (в то лето, когда мы познакомились).
- Человек получает бОльшую удовлетворенность от своих усилий, а не от усилий всей группы
Как распознать коллективиста
- Человек отличается более глубоким социальным осмыслением происходящего
- Человек лучше решает задачи, связанные с психическим состоянием других людей
- Человек лучше понимает точки зрения других людей
- У человека ярче выражено понятие групповой вины
- Соревновательность человека строится на стремлении не отстать от остальных
Для ядерных коллективистских обществ, замечает Сапольски, мораль и конформизм — практически одно и то же. Норма поддерживается стыдом (что люди скажут) и виной (как с этим жить).
В чем ограничения разделения на коллективистов и индивидуалистов
Сапольски замечает, что любой исследователь культурных различий неизбежно столкнется с ловушками:
1. Модель усреднена
Из-за усредненности модели, нельзя определить тип человека исходя из его места жительства. Это огрубление
на Западе есть масса людей, настроенных более коллективистски, чем множество жителей Восточной Азии (с) Роберт Сапольски
2. Культура меняется
Из-за глобализации и других процессов, изменения культуры все заметнее. Так, согласно исследованиям, уровень конформизма в Восточной Азии неукротимо падает. Кроме того, культурную оптику всегда можно настроить, если сменить окружающие контексты
Если человека настроить на индивидуалистическую или коллективистскую позицию, это повлияет на то, насколько целостно он воспримет картинку. Особенно это заметно по людям, принадлежащим одновременно к двум культурам (с)Роберт Сапольски
3. Существуют локальные различия культур
Очевидно, что ни «восточноазиаты», ни «западники» не являются однородными группами. Пекинцев и степняков-тибетцев трудно поставить рядом. А уж что будет, если в лифте на пару часов застрянут граждане из Беркли, Бруклина и Билокси! Внутри каждой культуры есть существенные различия. (с) Роберт Сапольски, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»
Как сформировались культура коллективизма и культура индивидуализма
Вот как описывает этот процесс Сапольски:
Американцы — потомки романтичных мечтателей (иммигранты с непрошибаемым оптимизмом и смелыми мечтами). Это и создают индивидуалистическую Америку.
Азиаты — представители классического коллективизма, ведь они многие века идут по пути традиционного хозяйствования. Чтобы вырастить рис, нужно хорошенько коллективно потрудиться. Грубо говоря, требуются все силы деревни, чтобы создавать и поддерживать хозяйственные системы. Только сообща можно получать и поддерживать урожайность из года в год.
Лена Низеенко