Найти тему

Краткий словарь начинающего театрала (продолжение)

художник Джонатан Уолстенхолм (jonathan wolstenholme)
художник Джонатан Уолстенхолм (jonathan wolstenholme)

Д

Дебют (фр. - начало) – архаичный обряд инициации, подразумевающий первое публичное выступление начинающего актера на театральной сцене, или первое выступление практикующего актера, примкнувшего к чужой труппе.

Адриано Валерини
Адриано Валерини

В эпоху позднего европейского Возрождения XVI века существовал ныне утерянный анонимный манускрипт «Mordu par le théâtre» (Укушенный театром), предположительно составленный итальянским актером и драматургом Адриано Валерини, во время посещения им Франции в 1577 году. В манускрипте описывались подробности тайного актерского ритуала.

Известно, что новоиспеченный актер, во время первой дружеской попойки, должен был выставить будущим коллегам бочонок доброго вина. Коллеги поочередно обнимали и лобызали его, символизируя тем самым «поцелуй Иуды», после чего будущий актер орошал общую кружку каплей своей же крови и, произнеся: «Virtù, fama ed honor ne fèr gelosi» (Добродетель, слава и честь завидуют), первым пригублял вино.

Великий инквизитор Рима - Джулио Антонио Сантори, усмотрев в данном обряде очевидные дьявольские происки, повелел уничтожить сей рукописный труд, а среди актерской братии провести недвусмысленные религиозные беседы инквизиторского толка.

Джулио Антонио Сантори (Giulio Antonio Santorio)
Джулио Антонио Сантори (Giulio Antonio Santorio)

С тех пор в актёры принимают скромно, без излишних подтекстов и чрезмерного кровопролития.

Действие (от лат. actus – действие) – значение этого термина рассмотрено выше (см. - акт).

Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе и участвующий в развитии ее сюжета, даже если по задумке автора скромно и молча держит алебарду на заднем плане сценического пространства.

Декорация (фр. decoratio - украшение) – художественное оформление сцены, призванное обозначить для исполнителей и зрителей спектакля место сценического действа.

В зависимости от тяготения художника – декоратора к определенному направлению изобразительного искусства, декорации делятся на следующие типы: а что всё это обозначает, а как нам в этом играть, а вы автора-то читали, а в этом что-то есть.

Диалог (гр. - разговор двоих, собеседование) – вербальная (преимущественно речевая) форма коммуникативного взаимодействия между двумя, или несколькими собеседниками, предназначенная для обмена / передачи смысловой информации.

Участники диалога совместно создают текстовую ткань общения. При этом диалог, для каждого участника является непосредственным и буквальным средством смысловых манипуляций, для достижения своих персональных целей.

В процессе антропогенеза невербальные способы передачи информации появились у Homo sapiens ранее, вербальных. Под невербальной коммуникацией подразумевается совокупность неязыковых (поведенческих) способов передачи информации.

Специально для неискушенных научными трудами и учёными степенями театралов следует остановиться на более подробном рассмотрении невербальной коммуникации. К ней относятся: потоотделение, волнение, побледнение, покраснение, слюноотделение, слезоточивость, покусывание своих губ, почесывание различных частей тела, маятниковые покачивания нижними конечностями, ритмичные постукивание костяшками и пальцами рук, визуальная фиксация собеседника, избегание визуальной фиксации собеседника, покашливание, жестикуляция, позы, тембральная звуковая окраска, рукопожатия, иные тактильные контактирования и много чего ещё.

Несомненно, что на невербальные способы коммуникации приходится большая часть обмена / передачи смысловой информации. Процентов 80-90, не меньше. Но человечество, зачем-то придумало ещё и вербальную (речевую) форму. Всё очень просто. Невербальная информация считывается на индуктивном уровне человеческого мышления и поэтому принимается объектом буквально без искажения. Даже против воли носителя / источника информации. А именно речь позволяет источнику, исказить передаваемую им информацию, дабы, скрыв истинность своих намерений, развесить доверчивому собеседнику «лапшу на уши», что собственно и происходит в данную минуту между автором сего текста и его читателем…

Спокойно, это всего лишь шутка! Для примера…

Успокоились, тогда продолжим.

Неискушенный театрал может резонно усомниться в практической пользе столь подробно изложенной для него информации и продолжить пользоваться в своей сценической практике только лишь вербальной тканью диалога. Большинство актеров так и поступают. Но драматурги, по крайней мере, пытаются вложить в свои пьесы нечто большее, чем просто реплики персонажей…

Ещё один важный момент.

Человеческая природа устроена таким образом, что для достижения намеченных целей, взаимодействуя с объектами, мы пытаемся простроить минимально затратную для нас коммуникацию. Иными словами, открываем рот (включаем вербальный режим), когда невербальные способы воздействия перестают приносить результаты. И именно тогда дословесный конфликт принимает форму диалога. Бинго.

Для заинтересованных лиц рекомендуется обратить внимание на специализированную литературу по поведенческой психологии и теории конфликта.

В художественной литературе диалог представляет самую распространённую форму построения драматургического текста и эпистолярный жанр.

Драма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) - литературный (драматургический) жанр, предназначенный для последующего сценического воплощения.

От истоков своего зарождения у человечества всегда была тяга к излишней драматизации своего бренного существования. В отличие от трагедии, отвечающей запросам поиска коммуникативного взаимодействия с божественными праотцами и скорейшего желания к ним присоединения, драма издревле предназначена натурам, жаждущим пострадать за чужой счет. После представленного почтенной допотопной публике, силами специально обученных плакальщиков, страдальческого сюжета из некоей выдуманной жизни, так приятно возвращаться в рутину обывательской жизни с мыслью, что, дескать, а у тебя-то в жизни, в общем-то, не все так уж и плохо.

Если же совсем невмоготу, и требуется излияние более приземлённых эмоций, стоит сходить на комедию. Со времен царя Гороха, вдоволь насмеявшись над сюжетными выкрутасами специально обученных пересмешников, так приятно возвращаться в рутину обывательской жизни, потешая себя мыслью, что, дескать, а у тебя-то в жизни, в общем-то, все не так уж и плохо.

Драматургия (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») - жанр литературных произведений, специально созданных для последующего сценического воплощения.

Подразделяется на авторскую, национальную и историческую (античная, средневековая и т.д.).

Последние лет сто, примерно раз лет в десять является на свет божий так называемая – «новая драма». Всякий раз новее предыдущей. Связано это с тем, что каждое новое поколение драматургов желает отдельного почитания, для чего сбивается в «могучие кучки» себе подобных.