Здоровеньки булы!
И это снова я - язык без костей, лауреат премии "Самый несерьезный моряк" по версии журнала "Наглухо серьезные моряки" и автор уже шестидесяти текстов из цикла "Море. Вас ис дас?" непристойного содержания. И тем не менее, вы все еще тоже здесь и за это глубокий поклон вам.
Сегодня я поведаю вам еще одну тайну нашего непонятного, но крайне нужного человечеству ремесла. Одним прилагательным и одним существительным - грузовые краны.
Раньше, да и кое-где до сих пор, в основном стояли грузовые стрелы, более дешевые и более гемморойные в управлении. Но я так их и не застал, а о чем не знаю, говорить не стану. А вот крАны - это да.
Все вы наверняка видели хоть один кран в своей жизни. Башенный кран, например, который никак не достроит ваш дом. Принцип все понимают и он сохраняется. Поднимаем всякое, опускаем - все просто.
На судах, по крайней мере на тех, что я работал, в основном были краны фирм NMF и Liebherr, но так как я - обычный пользователь, то и отличия в них для меня поверхностные. Да и, если уж совсем не кривить душой, хреново я помню все тонкости, ибо было это давно, но я все таки расскажу, в чем смысл.
Современные судовые краны в первую очередь характеризуются по SWL (safe working load), то бишь по максимальному весу груза, который он может поднять. Тот, что у меня сейчас максимальной грузоподъемностью 250 тонн. По простому это примерно пять вагонов поезда РЖД без людей, какими собственно они и должны быть всегда.
Однако это значение не постоянно. Стрела крана имеет максимальный и минимальный вылет, то бишь когда она максимально перпендикулярно башне крана и максимально высоко поднята. И это вторая основная характеристика крана.
Возьмем наш кран с минимальным вылетом стрелы 3 м 80 см и максимальным 33 м. Так вот с 3,8 до 18 м кран имеет ту самую максимальную грузоподъемность, потом она падает до 125 тонн.
Почему? Попробуйте удержать пакет с шестью пузырями вина на вытянутой руке и на согнутой. Как легче? Физика алкашей за пятый класс🤷🏻♂️.
Современные краны тоже смарт и предусмотрены от большинства косяков оператора типа "иблан". Бортовой компьютер рассчитывает все возможные положения стрелы и крана в целом и ограничивает оператора от действий, которые он сделать не сможет, например, поднять что-то тяжелее максимальной грузоподъемности. Эти механизмы в простонародье называются лимиты. Но от всего ибланства конечно ни один механизм защитить не в силах, поэтому все еще происходят всякие трагедии в стиле моряка раздавило каким-нибудь контейнером или трубой.
В кабине есть все ништячки китайского авто в максимальной комплектации, то есть кондиционер, печка, дворник, пепельница и табуретка.
В былые времена, когда рынок тяжеловесов цвел и пах, и крановщиками приходилось проводить в кране по 6-8 часов, опытные операторы брали еще с собой необходимый атрибут московских пробок - пустую бутылку из под воды.
Ну вот, теперь вы практически можете управлять судовым (и возможно не только) краном.
Зачем? Ну. Хрен его знает. Неплохое место прятаться и отбиваться от зомби или выпендриваться своими знаниями на попойке в гараже.