Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

"Большие тотемы Екатеринбурга". 36 Майская прогулка - 12. Деревянные скульптуры Парка имени Лесоводов России

Долгий путь привел нас снова в этот замечательный парк имени Лесоводов России.

Участники Майской прогулки, 2019
Участники Майской прогулки, 2019

Далее мы прошли в развязке из тропинок, где есть несколько аллей в Парке.

Аллея Победы
Аллея Победы
Аллея Лесоводов России.
Аллея Лесоводов России.

В рассказе про историю Шарташского лесопарка мы упоминали про грандиозную конференцию лесоводов, в 1966 г., которая проходила в этих местах. В честь этой конференции парк и получил своё современное название, раньше это был Центральный лесопарк, поскольку он располагался недалеко от лесотехнического института и лесничества. Потом лесничество переехало.

Высоковольтная линия ЛЭП
Высоковольтная линия ЛЭП

Вскоре мы приходим к главной достопримечательности этого лесопарка - большой коллекции деревянных скульптур. Некоторые из этих скульптур в силу своих вертикальных сюжетных нагромождений отдаленно напоминают американские тотемы. Местные жители их ещё называют идолами. Историк И. Шминке пишет, что в 1976 году их сделали преподаватели Лесотехнического института Валентин Чернов и Геннадий Повод и художник Валерий Гаврилов, личность которого заслуживает особого внимания. Судя по древесине, скульптуры изготовлены из сосны.

1. Скульптура "Человек-светоч".
1. Скульптура "Человек-светоч".
Шминке С.  Расположение скульптур. Фото из альбома скульптора. Фото из [1]
Шминке С. Расположение скульптур. Фото из альбома скульптора. Фото из [1]

В 1970-х гг. В. Чернов задумал объединить в одном произведении два самых больших своих увлечения — историю Урала и резьбу по дереву. Причём обратиться к самым первым историческим упоминаниям Рифейских гор (старинное название Уральских гор) и рассказать о древних народах, населявших территорию современного Урала. В напарники Чернов пригласил коллегу Геннадия Повода и художника Валерия Гаврилова, который также работал в Лесотехническом институте.

Гаврилов В.Ф. у росписи ресторана "Петровский зал"
Гаврилов В.Ф. у росписи ресторана "Петровский зал"

Историк сообщает: "Валерий Федорович Гаврилов родился в 1948 году. Уже в раннем детстве он обнаружил величайший талант. Не достигнув совершеннолетия, уехал из родной деревни Ильинка в Свердловск, поступил в художественное училище, где за все время учебы так и не получил поддержки и не обрел единомышленников. Дважды он пытался поступить в ленинградскую Академию художеств, но преподаватели говорили ему: «Вам уже учиться нечему. Вам самому пора учить».

Гаврилов так и не вступил в Союз Художников, при жизни у него не было ни одной персональной выставки. «Официальное искусство» не принимало его, да он и не сильно стремился к этому.

Валерий и его жена Зинаида были отчаянными заводилами богемной «тусовки». Они жили в предназначенном под снос деревянном доме на Горького, 22. Этот дом, а позже и квартира Гавриловых, был своеобразным «салоном», где собирались все представители андеграунда. Зинаида сама была личностью неординарной, и тоже оставила яркий след в истории свердловского художественного процесса.

Жизнь Валерия и Зинаиды была, по воспоминаниям очевидцев, «бесконечной пьянкой». Их дом всегда был полон гостей, их собственных шестерых детей и странных и прекрасных картин Валерия Гаврилова, которые он беспрестанно писал и складывал на шкаф, где они, свернутые, постепенно погибали.
Валерий Гаврилов трагически ушел из жизни в 1982 году, захлебнувшись рвотой. Он оставил тысячи картин, десятки тысяч графических листов, сотни фотографий и деревянных скульптур, несколько сценариев и философский трактат. Большинство из его работ утрачено, картины просто не пережили неправильного хранения".

Замысел скульптурной группы родился из тесного переплетения истории, слухов, мифов и фольклора. Подчиненная научно-атеистической пропаганде композиция «Освобождение человека» должна была рассказать историю становления человека на Урале: как из раба стихий человек превратился в творца-созидателя, как постепенно окреп и возвысился его дух. Композиция «Освобождение человека» включает 17 деревянных скульптур, изначально их было 18. На первый взгляд они расставлены хаотично, второпях, но если внимательно рассматривать их по порядку, композиция проясняется — от древних фольклорных представлений через греческую мифологию к истории, религии и современности.

Грахов А.А. Лесники Г. Повод и В. Чернов вырезают "Жницу", 1976. Фото из Государственного казённого учреждения Центр документации общественных организаций Свердловской области
Грахов А.А. Лесники Г. Повод и В. Чернов вырезают "Жницу", 1976. Фото из Государственного казённого учреждения Центр документации общественных организаций Свердловской области

Художник Феликс Смирнов, сын Валерия и Зинаиды Гавриловых, любезно предоставил историкам фотоальбом о скульптурах в Парке имени Лесоводов, собранный самим Гавриловым.
Скульптуры стояли вдоль вымощенных каменных дорожек, и у каждой была пояснительная табличка. В самом начале композиции стоял щит с историческими данными и цитатами. Основная идея комплекса, по замыслу авторов — заинтересовать зрителя древней историей Урала, неизвестной большинству современников" [1].

1. Шминке С. РОждение человека - светоча. Фото из [1]
1. Шминке С. РОждение человека - светоча. Фото из [1]

Идею горячо поддержал директор Свердловского горлесхоза А. Н. Кильяков.

Кильяков А.Н. и работники свердловского горлесхоза. Фото 1970-х гг. из [2].
Кильяков А.Н. и работники свердловского горлесхоза. Фото 1970-х гг. из [2].

Так лесоводы поручились опекать будущее произведение. Для скульптур нашлось подходящее место рядом с Лесотехническим институтом — в молодом лесу в Парке им. лесоводов России, основанном в 1966 году. Чернов, Повод и Гаврилов приступили к работе.

Грахов А.А. Табличка у входа в лесопарк, 1976. Исчезла в 2005 году. Фото из Государственного казённого учреждения Центр документации общественных организаций Свердловской области
Грахов А.А. Табличка у входа в лесопарк, 1976. Исчезла в 2005 году. Фото из Государственного казённого учреждения Центр документации общественных организаций Свердловской области

В.Ф. Гарилов балансировал на тонкой грани между гениальностью и безумием, и его огромная внутренняя сила была скорее тёмной, разрушительной. Валерий Гаврилов видел мир иначе и пытался ухватить свое мистическое видение в картинах. Творчество для него было не просто возможностью выразить себя, но единственно возможным способом существования, а сюрреализм — единственным творческим методом. В ЦДООСО хранится также уникальное фото А. Грахова, где показан В.Ф. Гаврилов за резьбой скульптуры.

2. Скульптура "Жница"
2. Скульптура "Жница"

Внизу было подписано "Фигуры жницы и рудокопа символизируют неразрывное трудовое содружество серпа и молота, направленное на благо человека" [1].

Мы шли в обратном порядке, от освобождения человека мы шли к его закрепощению.

3. Скульптура "Схватка".
3. Скульптура "Схватка".

"Здесь — схватившиеся в смертельной схватке исседон и аримасп. Геродот пишет, что исседоны — самые воинственные и могучие из мужей. Сила исседона отражена в скульптуре. Он сверг аримаспа с коня. Назревает кульминация схватки" [1].

Проходим по тропинке дальше.

Беккер В. Парк имени Лесоводов России, 1970-е гг.
Беккер В. Парк имени Лесоводов России, 1970-е гг.
4. Скульптура "Побратимы"
4. Скульптура "Побратимы"
Фото из альбома скульптора из [1]
Фото из альбома скульптора из [1]
Земляков Н. Скульптура "Побратимы", 1983 г. На фото видно, что скульптуры были залакированы
Земляков Н. Скульптура "Побратимы", 1983 г. На фото видно, что скульптуры были залакированы

Сюрреалистические скульптуры способны производить впечатление даже на самого искушенного зрителя!

5. Скульптура "Исседон-победитель", 2019
5. Скульптура "Исседон-победитель", 2019
Земляков Н. "Исседон-победитель", 1983 г.
Земляков Н. "Исседон-победитель", 1983 г.

"Поверженный аримасп под могучей пятой исседона жалок в страхе перед возмездием. Лики из стана врагов искажены непримиримостью вечной вражды. Изображение головы быка символизирует благосостояние и воинственность исседонов. Этот обычай существовал у многих народов — к примеру, рогатые каски у немцев средневековья" [1].

6-7. "Борей" и "Укрывающий детей"
6-7. "Борей" и "Укрывающий детей"
Беккер В. "Борей" и "Укрывающий детей", 1970-е гг. Фото отзеркалено.
Беккер В. "Борей" и "Укрывающий детей", 1970-е гг. Фото отзеркалено.
8-11. Скульптуры у входа в парк Спереди в глубину: "ЛЮбовь", "Укрывающий детей", "Суеверие" и "Шаман".
8-11. Скульптуры у входа в парк Спереди в глубину: "ЛЮбовь", "Укрывающий детей", "Суеверие" и "Шаман".
Композиция
Композиция
8-9. Слева "Укрывающий детей", справа "Любовь"
8-9. Слева "Укрывающий детей", справа "Любовь"

"Девушка чувствует защиту друга, как представителя сильного пола. На плечах юноши шкура убитого хищника, голова которого обращена вниз, символизируя беспомощность перед силой человека. Героям композиции придано уважение друг к другу. Геродот писал об исседонах, что у них женщины равны с мужчинами".

10-11. Древние народы. "Шаман" и "Суеверие"
10-11. Древние народы. "Шаман" и "Суеверие"
11. "Шаман" в фотоальбоме скульптора. Фото из [1].
11. "Шаман" в фотоальбоме скульптора. Фото из [1].
10. Беккер В. "Суеверие", 1970- е гг.
10. Беккер В. "Суеверие", 1970- е гг.
12. "Геродот"
12. "Геродот"

«Геродот — отец истории» (Цицерон). Геродот первый из античных ученых составил в V веке до н.э. летописную историю в девяти книгах, дошедшую до наших дней. В ней, в частности, приводятся краткие, в основном — полулегендарные сведения Рифейских (ныне Уральских) гор и долины реки Исети.

Помимо сфотографированных нами скульптур, есть и другие композиции в других уголках парка.

13. "Страх перед неизвестностью". Фото из [1]."
13. "Страх перед неизвестностью". Фото из [1]."
14. "Охотник Кудым-Ош". Фото из [1]
14. "Охотник Кудым-Ош". Фото из [1]
Беккер В. "Охотник Кудым-Ош", 1970-е гг.
Беккер В. "Охотник Кудым-Ош", 1970-е гг.
15. Беккер В. Зачарованный зритель, 1970-е гг.
15. Беккер В. Зачарованный зритель, 1970-е гг.
16. Беккер В. "Стерегущие грифы", 1970-е гг.
16. Беккер В. "Стерегущие грифы", 1970-е гг.
17. Беккер В. "Аримасп", 1970-е гг.
17. Беккер В. "Аримасп", 1970-е гг.

"Несущийся на звероподобной лошади воин с мечом выражает символ воинственности, присущей рифейским народам. Над аримаспом две хищные птицы, готовые «пировать» на трупах. Аримаспов было принято считать одноглазыми. Современные историки поясняют это обычаем аримаспов носить на лбу бронзовое зеркальце, блеск которого производил на врагов устрашающее воздействие" [1].

18. Неопознанная скульптура. Беккер В. В парке имени Лесоводов, 1970-е гг.
18. Неопознанная скульптура. Беккер В. В парке имени Лесоводов, 1970-е гг.
19. Неопознанная скульптура. Беккер В. В парке имени Лесоводов, 1970-е гг.
19. Неопознанная скульптура. Беккер В. В парке имени Лесоводов, 1970-е гг.

Вот и приближается выход из парка... Посещение экспозиции окончено.

Входная группа в парк
Входная группа в парк

***Авторы выражают благодарность Н. Землякову за уникальные цветные снимки скульптур Парка имени Лесоводов России***

Ссылки:

1) Подробный фотоотчет Нашего Урала о скульптурах В.Ф. Гаврилова, Повода и Чернова в Екатеринбурге.

https://ural-n.ru/p/derevyannye-idoly-ekaterinburga.html

2) Тарасова Г.Г. Шарташ - любовь моя и боль моя. Екатеринбург: БКИ, 2013.

-38

Возможно, Вам будут интересны и другие рассказы

36 Майская прогулка. Часть 11. "Уральский Арбат". К новым микрорайонам города!

36 Майская прогулка. Часть 10. Острова Нижне-исетского пруда

36 Майская прогулка. Часть 9. У берега Химмаша

36 Майская прогулка. Часть 8. К Нижне-Исетску

36 Майская прогулка. Часть 7. Заброшенный дом в Уктусских горах

36 Майская прогулка. Часть 6. Там, где стояла вышка у Нижне-Исетска

36 Майская прогулка. Часть 5. По Уктусским горам

36 Майская прогулка. Часть 4. По Парку имени Лесоводов России

36 Майская прогулка. Часть 3. От усадьбы Железнова в леса ЦПКиО

36 Майская прогулка. Часть 2. От площади Труда к дому с велосипедом на козырьке

36 Майская прогулка. Часть 1. От ДИВСа к памятнику А.С. Попову

35 Майская прогулка Малошарташские скалы - Санаторный лесопарк - Парк Лесоводов России - УПИ

История создания Майской прогулки