Найти тему
Факт дня

Факт дня. 27 апреля. Семь минут в воздухе и вечность на земле. Авиатрагедия в Санкт-Петербурге.

27 апреля 1974 года произошла крупнейшая в истории Санкт-Петербурга авиакатастрофа. Загоревшийся через несколько минут после взлёта двигатель Ил-18В, заставил экипаж принять решение вернуться в «Пулково». Не долетев нескольких километров до взлетно-посадочной полосы, самолет рухнул на землю. Погибли 102 пассажира и 7 членов экипажа.

Аэропорт Пулково, Ленинград
Аэропорт Пулково, Ленинград

В предпоследнем полёте борта 75559 из Краснодара наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки самолёт был допущен к полёту. Выполнивший рейс из Краснодара экипаж отказался лететь, считая поломку существенной и не исправленной. Поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого был Николай Данилов.

Авиалайнер должен был совершить пассажирский рейс из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Получив разрешение на взлёт, в 18 часов экипаж начал разгон по полосе, а спустя минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. Через две с половиной минуты после взлёта командир экипажа Данилов сообщает: «Загорелось табло „Пожар четвёртого двигателя“, опасная вибрация, разворачиваемся».

Ил-18В, борт 75559
Ил-18В, борт 75559

Впереди по курсу и юго-западнее аэропорта Пулково находился военный аэродром Горелово. Авиадиспетчеры аэропорта Пулково связались с военными коллегами, после чего предложили экипажу борта 75559 выполнить посадку там. Но экипаж принял решение сажать самолёт в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической «коробочке» с четырьмя разворотами. Спустя 2 минуты 53 секунды с момента взлёта Ил-18 находился в середине второго разворота, а экипаж сообщил: «Четвёртый двигатель во флюгере». Спустя 5 минут 12 секунд после взлёта и в начале третьего разворота с самолёта поступил запрос, чтобы в аэропорту их встречала пожарная машина. Ещё через 43 секунды командир экипажа передал на землю тревожное сообщение: «Двигатель четвёртый горит».

Аэропорт Пулково,зона стоянки самолётов
Аэропорт Пулково,зона стоянки самолётов

Согласно показаниям свидетелей на земле, огонь начал наблюдаться ещё между вторым и третьим разворотами при прохождении траверза полосы, при этом шлейф от пожара растянулся на две длины фюзеляжа лайнера.

Экипажу было предложено выполнить посадку на ещё одном военном аэродроме — Пушкине, но командир вновь ответил отказом, заявив, что будет выполнять по схеме заход на посадку в Пулкове, куда к тому моменту уже прибыли пожарные расчёты, вызванные из города. Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Бушующий пожар за 5-7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости. До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: «Падаем, конец».

Фотография с места катастрофы Ил-18, 1974 год
Фотография с места катастрофы Ил-18, 1974 год

Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Взрыв был такой силы, что пришлось на долгое время прервать железнодорожное сообщение на ветке Ленинград-Луга. Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров. Все находящиеся на борту 109 человек погибли.

Фотография с места катастрофыИл-18, 1974 год
Фотография с места катастрофыИл-18, 1974 год

В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, поэтому газеты, радио и телевидение о происшествии не сообщили. Расследование показало, что экипаж корабля показал высочайший профессионализм. В экстремальных условиях летчики сохраняли спокойствие и действовали по инструкции. Исследование загоревшегося четвертого двигателя показало, что в нем отсутствует диск третьей ступени турбины. Часть этого диска обнаружили в районе первого разворота самолета. Разрушившись, обломки диска пробили корпус турбины, а также разорвали топливно-масляные трубопроводы, в результате чего начался пожар. В довершение к этому, отказала вторая очередь системы пожаротушения.

Фотография с места катастрофыИл-18, 1974 год
Фотография с места катастрофыИл-18, 1974 год

Комиссия так и не смогла прийти к однозначному выводу, почему разрушился диск третьей ступени турбины... По одной из версий, деталь была изготовлена из некачественных материалов. По другой, диск работал при более высоких температурных режимах, чем положено.

Трагичный рейс Ил-18B продолжался всего 7 минут 16 секунд.

Памятник командиру экипажа трагичного рейса Ил-18B
Памятник командиру экипажа трагичного рейса Ил-18B

Вам хорошего дня и поменьше плохих известий!

Подпишитесь на канал Факт дня и получайте интересный факт ежедневно! Здесь я пишу о том, что интересно мне самому.