Найти тему
Мартынов Павел

Буддийская теократия в Забайкалье

Продолжаем экскурс по памятным датам. На дворе 23 апреля, стало быть 101 год с тех пор как в Кижингинском районе Бурятии было провозглашено государство Кодунай эрхидж балгасан - этакий аналог тибетской теократии во главе с созерцателем - ламой Цыденовым.
Буддийская духовная жизнь была очень оживлённой и ранее. Рядом с селом Кижинга в 1915 г. начали строительство, а в 1919-м достроили Ступу Джарун Хашор по образцу Боднатха в Непале.

Субурган Джарун Хошор современный вид wikipedia.org
Субурган Джарун Хошор современный вид wikipedia.org

В российской империи буряты считались инородцами и потому не подлежали призыву в армию. Однако уже в июне 1918 г. Военно-революционный штаб Забайкалья объявил моблизацию местного
населения в
"улан цагды" - "красные всадники". Это вызвало недовольство, но в целом красная власть летом 1918-го в Сибири быстро была низвергнута. Территория перешла под контроль белогвардейского атамана Семёнова. Но и он был непрочь пополнить свои войска за счёт местных кочевников и объявил набор в "цаган цагды" - "белые всадники". За срыв мобилизации угрожали репрессиями, а в карательных операциях принимал участие, например, ставший впоследствии знаменитым, в т.ч. и благодаря своей жестокости барон Роман Унгерн.

Ситуация становилась безвыходной и буряты обратились за советом к ламе Лубсанг-Сандану Цыденову. Это был уважаемый буддийский учитель. Цыденов с 10 лет обучался в дацанах, и даже был приглашён на церемонию коронации царя Николая Второго. Когда присутствующие опустились на колени, он остался стоять,заявив, что Царь Дхармы не должен кланяться царю мирскому.

Лама Цыденов hezhenge.ucoz.ru
Лама Цыденов hezhenge.ucoz.ru

Цыденов много общался и принимал посвящения у Гьяяг Ринпоче, приезжавшего в Бурятию из тибетского монастыря Гумбум. Бурятский лама много медитировал в ретритах, проведя в затворе почти четверть века. Во время этих событий он с четырьмя или пятью учениками также находился в скиту близ села Усть-Орот. Делегатам, пришедшим к нему за советом, он посоветовал создать своё государство и уже на этом основании в Белую армию не ходить.

23 апреля на склоне горы Челсана прошёл Учредительный великий суглан, провозгласивший создание Кодунай эрхидж балгасан. Лама Цыденов стал его номинальным главою, хотя не прерывал ретрита и оставался в затворе. Белогвардейские документы вообще очень метко называют его "созерцателем".

Однако теократия просуществовала всего пару недель. В ночь на 11 мая она была разгромлена семёновцами, а всё руководство - арестовано и помещено в Верхнеудинскую тюрьму. Цыденова, правда, вскоре отпустили как "ненормального".

Лубсанг Цандан Цыденов, Фото: wikkipedia.org
Лубсанг Цандан Цыденов, Фото: wikkipedia.org

Год спустя белых прогнали и Бурятия вошла в состав Дальневосточной республики, а ламу-"созерцателя" отправили в ссылку в Новониколаевск, чтобы он жил подальше от своих кижингинских последователей.

15 мая 1922 г. он скончался в Новониколаевкой городской больнице от плеврита. Нынешняя Новосибирская горбольница вроде бы ведёт свою историю лишь с 1930 г. С другой стороны, город-то был, и больница какая-то тоже, так что почему нет. Но где именно проживал и похоронен создатель теократического государства - пока неясно.

Что до его последователей в Кижинге - последних сторонников независимости подавило уже ОГПУ в 1927 г. Ступу взорвали и разрушили до основания спустя десять лет.

Теперь вот ступу восстановили. и даже Цыденов в Бурятии у власти, а только вот что-то вот всё не то, а и непонятно что..