Продолжаем экскурс по памятным датам. На дворе 23 апреля, стало быть 101 год с тех пор как в Кижингинском районе Бурятии было провозглашено государство Кодунай эрхидж балгасан - этакий аналог тибетской теократии во главе с созерцателем - ламой Цыденовым.
Буддийская духовная жизнь была очень оживлённой и ранее. Рядом с селом Кижинга в 1915 г. начали строительство, а в 1919-м достроили Ступу Джарун Хашор по образцу Боднатха в Непале.
В российской империи буряты считались инородцами и потому не подлежали призыву в армию. Однако уже в июне 1918 г. Военно-революционный штаб Забайкалья объявил моблизацию местного
населения в "улан цагды" - "красные всадники". Это вызвало недовольство, но в целом красная власть летом 1918-го в Сибири быстро была низвергнута. Территория перешла под контроль белогвардейского атамана Семёнова. Но и он был непрочь пополнить свои войска за счёт местных кочевников и объявил набор в "цаган цагды" - "белые всадники". За срыв мобилизации угрожали репрессиями, а в карательных операциях принимал участие, например, ставший впоследствии знаменитым, в т.ч. и благодаря своей жестокости барон Роман Унгерн.
Ситуация становилась безвыходной и буряты обратились за советом к ламе Лубсанг-Сандану Цыденову. Это был уважаемый буддийский учитель. Цыденов с 10 лет обучался в дацанах, и даже был приглашён на церемонию коронации царя Николая Второго. Когда присутствующие опустились на колени, он остался стоять,заявив, что Царь Дхармы не должен кланяться царю мирскому.
Цыденов много общался и принимал посвящения у Гьяяг Ринпоче, приезжавшего в Бурятию из тибетского монастыря Гумбум. Бурятский лама много медитировал в ретритах, проведя в затворе почти четверть века. Во время этих событий он с четырьмя или пятью учениками также находился в скиту близ села Усть-Орот. Делегатам, пришедшим к нему за советом, он посоветовал создать своё государство и уже на этом основании в Белую армию не ходить.
23 апреля на склоне горы Челсана прошёл Учредительный великий суглан, провозгласивший создание Кодунай эрхидж балгасан. Лама Цыденов стал его номинальным главою, хотя не прерывал ретрита и оставался в затворе. Белогвардейские документы вообще очень метко называют его "созерцателем".
Однако теократия просуществовала всего пару недель. В ночь на 11 мая она была разгромлена семёновцами, а всё руководство - арестовано и помещено в Верхнеудинскую тюрьму. Цыденова, правда, вскоре отпустили как "ненормального".
Год спустя белых прогнали и Бурятия вошла в состав Дальневосточной республики, а ламу-"созерцателя" отправили в ссылку в Новониколаевск, чтобы он жил подальше от своих кижингинских последователей.
15 мая 1922 г. он скончался в Новониколаевкой городской больнице от плеврита. Нынешняя Новосибирская горбольница вроде бы ведёт свою историю лишь с 1930 г. С другой стороны, город-то был, и больница какая-то тоже, так что почему нет. Но где именно проживал и похоронен создатель теократического государства - пока неясно.
Что до его последователей в Кижинге - последних сторонников независимости подавило уже ОГПУ в 1927 г. Ступу взорвали и разрушили до основания спустя десять лет.
Теперь вот ступу восстановили. и даже Цыденов в Бурятии у власти, а только вот что-то вот всё не то, а и непонятно что..