Сейчас поражает тотальная безграмотность. Школьники не только начальных, но и средних классов могут запросто написать ЖЫ и ШЫ, хотя тему ЖИ-ШИ проходили ещё в первом классе. При этом старшее поколение никогда в этом вопросе не путается.
Почему так происходит? Всё дело в учебниках. Давайте сравним современный учебник русского языка и советский. Тему эту проходят в первом классе сейчас, раньше она тоже была в первом классе.
Современный учебник русского языка
Откроем учебник русского языка для первого класса УМК "Школа России", написанный В. П. Канакиной и В. Г. Горецким. Учебник издан в 2014 году и соответствует ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту)
Нужная нам тема начинается на 115 странице. А вот и первое открытие. Нет отдельной темы на написание "ЖИ_ШИ". Дети изучают сразу шесть буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Наверное, это одно и то же или по крайней мере, очень похоже?
Чуть ниже читаем:
То есть, в начале НОВОЙ темы ученик первого класса семи лет от роду должен рассказать, почему же в жи-ши, ча-ща и чу-щу пишутся именно эти гласные!
Надеюсь, что слово "буквосочетание" он уже давно выучил и активно применяет в своей жизни. И теперь весело рассказывает педагогу, почему же именно эти гласные пишутся в данных буквосочетаниях.
Первое упражнение. Столбик слов на жи-ши, столбик - на ча-ща и столбик на чу-щу. И ещё парочка вопросов. Оказывается, буквы И, А, У могут выполнять какую-то работу, а могут не выполнять.
Вы знаете, какую работу буквы выполняют, а какую - нет?
Те, кто знает, расскажут остальным, почему же надо запомнить написание этих буквосочетаний.
А вот и ответ нашёлся! Вот чего авторы учебника добиваются от детей! Обратите внимание на логику рассуждений!
Идём дальше. Ура! на следующей странице - короткое правило! НО! Ребёнку приходится запоминать не только ЖИ-ШИ, но и ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
На этой же странице внизу есть "страничка для любознательных". Ммм, как интересно! И опять указание - запомни буквосочетания!
Ну вот, наконец-таки нашлось упражнение на написание ЖИ-ШИ.
А вот - рисунок по теме. И как интересно: учим ЖИ-ШИ, а выделена гласная А. Логично же, да?
Добрались до конца темы. Без комментариев, как говорится...
Коротко об изучении ЖИ-ШИ по современному учебнику
- В современном учебнике нет отдельной темы на ЖИ-ШИ, изучаются сразу все три: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- На это отводится целых 6 страниц: со 115 по 121. Упражнений мало, скорее всего, есть дополнительные задания в рабочей тетради.
- Моё личное мнение: в голове у ребенка остаётся "каша" из каких-то обрывочных сведений про работу гласных, исторические сведения, мягкость и твёрдость. Но ничего конкретного.
Советский учебник русского языка
Откроем учебник по русскому языку, изданный в советский период.
Учебник написан М. А, Закожурниковой, Ф. Д. Костенко, И. С, Рождественским в 1965 году.
Тема ЖИ-ШИ начинается на 69 странице. Никаких тебе "подумай", просто - возьми и выпиши. И подчеркни. И совсем немного слов, все слова понятные ребёнку. И, самое главное, тема посвящена только ЖИ-ШИ!
А вот и правило в рамочке. Коротко и ясно. Никаких тебе "буквосочетаний".
А дальше идут упражнения на отработку навыка писать грамотно ЖИ-ШИ. Все задания составлены грамотно, разнообразно и, чувствуется, с любовью к русскому языку и детям.
А вот ещё одно упражнение. Какое хорошее! Сейчас составить предложение из слов не могут дети 4 класса! А раньше потихоньку отрабатывались на каждом уроке и все умели.
А как вам такое упражнение?
И напоследок вот такое шикарное задание. Упражнение кажется большим, но задание короткое, вполне по силам даже непоседе. А какие рисунки шикарные!
Коротко об изучении ЖИ-ШИ в советском учебнике
- Тема ЖИ-ШИ изучается отдельно. Ей посвящено пять страниц учебника: с 69 по 74.
- Правило короткое и понятное.
- На закрепление материала отводится 12 интересных упражнений.
- Моё личное мнение: правописание ЖИ-Ши запомнит абсолютно любой ребёнок!
А вам какой учебник больше понравился?
Если понравилась статья, ставьте "палец вверх", так я пойму, что вам было интересно и найду ещё что-нибудь интересное.