Примерно неделю назад я запустила опрос среди своих читателей в соцсетях именно на эту тему. Признаться, ожидала ответов в стиле "нельзя научить хирурга делать операцию", но получила гораздо больше вариантов.
Вообще я сама стою на позиции, что онлайн можно научить чему угодно, было бы желание. И эта позиция не от бешеной любви к онлайну, а от того, что я обычно ищу возможности достигнуть цели, а не причин, объясняющих, почему я не могу ее достигнуть. Поэтому [спойлер] почти все варианты, предложенные как "нельзя", я уже сама мысленно придумала как "можно".
МЫСЛЬ 1: ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВИДОВ УМЕНИЙ
Если мы говорим про обучение (неважно, онлайн или офлайн), то результатом обучения должно быть какое-то умение.
И вот эти все умения (которым мы учили и офлайн) можно условно разделить на 3 большие составляющие:
1. коммуникативные (там, где надо что-то говорить: телефонные звонки, выступления на сцене, манипуляции, продажи, переговоры, обратная связь сотрудникам, работа с возражениями и т.п.)
2. когнитивные (там, где надо думать головой: принимать решения, анализировать, генерировать идеи, решать задачи, запоминать/вспоминать и т.п.)
3. механические (там, где надо что-то делать руками/ногами и другими частями тела: плавать, прыгать, красить стены, танцевать и т.п.)
Чтобы понять, можно или нельзя этому научить в онлайне, достаточно сравнить конкретные действия по обучению от ведущего в офлайне и онлайне:
- На живом тренинге тренер говорит "Так, ты клиент, а ты продавец - давай отрабатывай возражение по алгоритму!" И участник-сотрудник открывает рот и говорит что-то обращаясь к участнику-клиенту. Тот ему отвечает, происходит диалог, потом тренер как-то все это комментирует и разбирает. Какое основное действие? - РАЗГОВОР.
Можем ли мы поговорить по скайпу, зуму, телефону? Вдвоем/втроем? Можем. Значит, коммуникативным умениям точно можно обучить онлайн.
Едем дальше - теперь когнитивные умения.
- На живом тренинге тренер раздает участникам тренинга кейсы и дает задание "Прочитайте кейсы и примите решение - кого из сотрудников вы уволите. Аргументируйте свой ответ. Время работы 15 минут".
И участники 10 человек сидят в полной тишине 10-15 минут читают, пыхтят, что-то черкают в бумажках своих. А потом выдают ответ и объясняют его.
Можем ли мы все это повторить в онлайне? Чтобы сидели пыхтели, а потом рассказали, почему сделали именно такой выбор? Можем. Значит, когнитивным умениям точно можно обучить онлайн.
- Настал через механических умений - вот тут наверное ничего не получится...
· Играть на органе
· Кататься на коньках/лыжах
· Научиться ходить после инсульта
· Стрелять
· Разбираться в дорогих винах
Если я хочу научиться танцевать, то что я делаю? Я смотрю за тренером, слушаю его объяснения и повторяю движения за ним. Кто по телевизору или в ютюбе смотрит и повторяет асаны йоги или танцы любимой поп-группы? Да вы учитесь онлайн!
Разбираться в винах - хорошая задачка. Что значит в них разбираться? Значит уметь по вкусу определить крепость, выдержку, страну происхождения, сорт винограда? Что делать надо - ПИТЬ вино. Можем мы пить вино дома? Конечно можем! Значит и в винах можно научиться разбираться удаленно.
Получается, и механические умения тоже подвластны онлайну.
Стоп-стоп-стоп, а как же орган или стрельба?..
А для этого МЫСЛЬ 2. НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ОНЛАЙН ТОМУ, ГДЕ НУЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С ОБОРУДОВАНИЕМ ИЛИ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Вот здесь вот наше любимое:
· водить машину
· драться
· управлять космическим кораблем
· делать хирургические операции
· а также орган и стрельба сюда же
Можно или нельзя? Давайте разбираться.
Если у меня есть симулятор водительской кабины с педалями, рулем и экраном виртуальной реальности, то я смогу отработать основные навыки вождения.
Если у меня будет боксерская груша или партнер для спарринга в драке вот тут рядом со мной, то я тоже смогу отработать приемы защиты и нападения.
Если дома стоит фортепиано, то я играю гаммы дома.
Если у меня есть пневматическое ружье и мишень, то что мне мешает отработать навыки стрельбы?
У космонавтов и хирургов ситуация ровно та же. Нам просто кажется, что, раз цена ошибки такого специалиста высока, то и контролировать их обучение нужно только присутствуя рядом. Но это только видимость контроля. Хирургов выпускают на операции после того, как они набьют руку в разрезании/зашивании: они тренируются на бананах, курице, яйцах, посетителях моргов и т.п. Космонавты/летчики, прежде чем подниматься в настоящее небо, накручивают свои часы на симуляторах и тренажерах.
Получается, что тут проблема решается наличием стимульного материала - того, на чем можно тренироваться. То есть "учитель" может находится на расстоянии и показывать на своем руле/педалях, что крутить и что нажимать, а я буду повторять за ним то же самое на своих "рулях-педалях".
МЫСЛЬ 3. ВАЖНО УМЕТЬ ПРЕПОДНЕСТИ МАТЕРИАЛ, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙНА
С чем мы тут сталкиваемся? Если почти всему можно научить онлайн и без присутствия "учителя" рядом, крайне важным становится умение "учителя" преподнести материал - сделать так, чтобы было максимально понятно с первого раза, и ученик смог сделать действие правильно. И вот этого часто "учителя", привыкшие к офлайну, не умеют делать. Все их преподавательские умения находятся в зоне неосознанной компетентности - они не могут разложить на мелкие составляющие то, что обычно требуют от учеников.
Кроме этого, есть ряд ограничений восприятия, которые мешают нам найти вариант, как МОЖНО научиться. Например:
- Учиться онлайн - это не обязательно СИДЕТЬ ПЕРЕД КОМПЬЮТЕРОМ. Компьютер/телефон - это лишь средство передачи информации от учителя к ученику, практическую часть вы можете выполнять самостоятельно и вне компьютера.
- Непонятно, как КОНТРОЛИРОВАТЬ процесс онлайн-обучения. В живом тренинге мы можем подойти и поправить на месте, в онлайне, кажется, это невозможно. Но это кажется. Нужно просто четко и пошагово давать инструкции, отрабатывать на мелких приемах/командах, и тогда вы сможете исправить неточность выполнения по ходу.
- В онлайн-обучении стимульный материал должен быть у каждого ученика. Это увеличивает затраты на обучение, потому что теперь нам нужна не одна гитара (и все по очереди на ней тренируются), а 15 гитар, и все тренируются одновременно. Если снабжать всех учеников гитарами и бутылками коллекционных вин, то так и разориться можно. Получается дорого. Но ведь можно же?
В общем, вывод: ВСЕМУ можно научиться онлайн, если вы этого действительно хотите
Главное:
· разбить обучение на мелкие шаги
· обеспечить ученика стимульным материалом
· продумать поэтапный контроль освоения знаний
· и подобрать адекватные методы онлайн-обучения
· и желательно по максимуму удешевить такое обучение
Если тема перевода офлайн-обучения в онлайн актуальна, то смотрите еще и вебинар, где я рассказываю, как правильно это делать:
Что думаете по этому поводу? Пишите в комментариях, давайте пообщаемся, может действительно есть что-то, чему онлайн не научишь, но я еще этого не знаю:)