Предупреждаю сразу: много букв!))) Но у меня самая думающая и талантливая аудитория на Дзене, поэтому надеюсь, что вам будет интересно. Это отрывок из нашей с Сусанной новой книги:
Замечали ли вы когда-нибудь, что отправляясь в отпуск не на недельку, а, скажем, на месяц, на какой-нибудь тихий морской курорт, или к бабушке в деревню мы всего первые несколько дней испытываем необыкновенный восторг, наслаждаемся солнцем, морем, речкой, природой, ничегонеделанием, возможностью вставать в любое время и ложиться спать, когда хочется? Наверняка. Но тогда вы точно замечали и то, что со второй недели мы начинаем уставать от этого самого солнца, моря, бездействия и неприкаянности. Все те действия, которые мы совершаем на отдыхе - от утренней пробежки или прогулки вдоль береговой линии до вечернего посещения дискотеки и дневного чтения детективов выполняются на автомате и совсем не загружают наш мозг. Мозг тоже отдыхает и начинает задыхаться от своей ненужности.
Вы согласны?
Думаем, что, скорее, согласны. Только смотрите, как интересно получается…Когда мы приводим пример с отпуском, со скучающим от бездействия мозгом, всё вроде очевидно. А в иные дни? Уверены ли вы, что ваш главный в жизни учитель, собеседник и «кнут и пряник» задействован на все 100%?. А ведь это именно он периодически нашептывает вам на ухо гадости, заставляет кому-то завидовать, о чем-то сожалеть, за что-то себя критиковать, любить или не любить, но сильно мешать вам быть (чувствовать себя) счастливым.
Есть ли способы борьбы с этим?
Безусловно!
Это еще не борьба за само счастье, не стремление к нему, не приближение даже, это простая попытка уйти от того, чтобы чувствовать себя несчастным. Мы будем в этой книге и на ваших же (и наших) примерах учиться правильно загружать и тренировать свой мозг. Именно в этой последовательности – сначала загружать (как корзину спелыми фруктами), а потом тренировать – как какой-нибудь бицепс на руке, поднимающий эту корзину вверх. Поверьте, и то, и другое вполне возможно. И, кстати, и то и другое – это ступеньки на пути к вашей свободе и вашему счастью.
Давайте для начала трезво оценим себя. Считаем ли мы себя умными в достаточной мере? Или очень умными? Или обычными, нормальными, такими как все? Не стесняйтесь, никто не подслушает, отвечайте себе правду!
Ответили?
И что же у вас получилось? А согласится ли с вами большинство ваших знакомых? (К слову, на протяжении всей нашей жизни мы вступаем в контакт, общаемся тем или иным способом с 80 тысячами других людей!!!). И каждый о нас успевает что-то подумать, хотя бы мельком…
Вас обрадовал или разочаровал результат ваших рассуждений о себе, о своих ментальных способностях?
Позвольте, но всё в этой жизни относительно! Про теорию относительности слышал, безусловно, каждый, но мы её сейчас будем рассматривать особенным, гуманитарным, если хотите, женским образом. Мы будем исходить из того, что всё в мире действительно, относительно, в том числе и наши представления о мире, о себе, о добре и зле.
Скажите, каким образом мы причисляем себя к умным людям (или наоборот), на основании какого критерия? Как показывает исторический опыт (не путать с житейским) двоечник Эйнштейн и хулиганистый троечник Путин, которых, вероятно, в классах не считали гениями, достигли выдающихся карьерных научных и политических вершин. А вот круглый отличник и очень умный, перспективный пионер Чикатило оказался в итоге жизни под расстрельной статьёй.
Тем не менее, как-то же делить людей на умных и не очень приходится. Как приходится их делить на успешных и пропащих, на богатых и бедных, на добрых и злых…. Приходится. Вопрос – зачем?
Вот смотрите. Мы с Сусанной имеем примерно похожее образование, воспитание, привычки, даже состав семей. И относительно бомжа (бомжей), которым помогает фонд Сусанны имени Иоанна Богослова мы вполне состоятельные люди. Даже успешные. Но давайте сравним нас и Билла Гейтса. Посчитает ли он, или любой другой миллиардер списка Форбса нас успешными и состоятельными? Конечно, нет.
Скептики мне возразят, что «относительность» понятий – очень выгодная штука для любых философствований. Что всегда можно четко подсчитать деньги, недвижимость, стоимость бизнеса и определить финансовую состоятельность гражданина. Точно так же можно дать жесткое определение аморфному понятию «власть», элементарно узнав число людей, находящихся в чьем-то подчинении. «Популярность» - это количество упоминаний в СМИ. «Сила» - это количество подтягиваний на перекладине или жимов гири.
Ну а попробуйте теперь дать «весовую», числовую или иную чёткую характеристику понятию «ум»?
В чём измерять наши мозги? Ведь ум — это не образование, не совокупность информации, не набор цитат. Все существующие способы измерения ума крайне неэффективны. А известный тест на IQ показывает только способность человека решать тест на IQ, то есть, лишен практического смысла.
А теперь мы с вами можем сделать из вышесказанного всего лишь один вывод: умность (то есть, способность человека гармонично и полноценно использовать свой мозг) зависит исключительно от количества задач, которые мы перед собой ставим. Более того, эта «умность» еще имеет и временную привязку: не хотели в детстве учиться, не нужно было оно нам – считались (да и были) глупыми; повзрослели, почувствовали в себе некую амбициозность, стали ставить и решать большее количество задач – резко поумнели!
К работе наш мозг подвигает разница между желаемым (тем, чего хочешь) и действительным (тем, что есть). Глупца, как правило, действительность устраивает. Желание что-то изменить – признак человека думающего. Способность что-то изменить по поставленной задаче – признак умного Мозга.
Теперь смотрите, как интересно мы действуем (мыслим, рассуждаем) в жизни: мы практически никогда не ставим перед собой задачу научиться мыслить, думать. Согласитесь, сам этот постулат кажется странным – дескать, сяду вечерком и начну учиться думать, буду тренировать мозги. У нас всё происходит естественно, само собой. Есть проблема – мы её решаем, не хотим решать проблему – не задействуем мозг. Поэтому в тот момент, говорим, что какая-то задача выше нашего понимания, что мы не можем найти ответ – мы чуточку лукавим. Мы просто позволяем своему мозгу лениться. К чему приводит ленность ума? Да ни к чему хорошему, уж поверьте!
Если мы будем часами просиживать у телевизора, поедая вкусные пирожные и мамины пирожки, то через время наша талия округлится, и мы начнем походить на молодого бегемота.
Если мы будем бездумно просматривать километровые мыльные оперы, или постить исключительно котиков в социальных сетях, а на работе выполнять механическую, рутинную, привычную работу, то «круглая талия» появится уже у нашего мозга. Он точно так же жиреет и дряхлеет без тренировки.
Но многие ли из нас могут признаться честно, что тренируют мозг целенаправленно – ставя перед собой всё более сложные задачи или хотя бы решая кроссворды и головоломки? Вряд ли…
И при этом, как правило, все поголовно, считают себя умнее других, выносят оценочные суждения поступкам правительства, местного мэра, участкового врача или классного руководителя своего ребенка. Позвольте поинтересоваться, а на каком основании? Почему мы уверены, что можем оценивать результат чужого труда правильно и верно? Или, наоборот, почему мы считаем Ньютона, Ломоносова, Эйнштейна гениями? Чтобы оценить их ум по достоинству нужно, как минимум, обладать умом таким же, а то и большим. Мы называем их гениями потому, что так их называют все! Вы не согласны? Мы с бабулей